Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 11.12_removed

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2006 г. N 06-1844
О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России,
подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению
Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006 - 2008 годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по
ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам
дополнительного образования детей для использования их в практической работе.
Директор Департамента
А.А.ЛЕВИТСКАЯ
Приложение

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон)
образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и
направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные
общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей
культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для
осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы
различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального
образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются
основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7
марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п.
2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном
образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными
программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным
учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального
прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих
выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством
Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является
обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание
дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному
общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической,
художественной,
физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой,
эколого-биологической,
военно-патриотической,
социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения,
занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах
обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на

каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и
отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие
структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования
детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного
образовательная программа;

пункта,

в

котором

реализуется

дополнительная

- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность
образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через
краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов,
экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке
экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика
опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».