ПДО Там клетки черно-белые МБДОУ 8 Крепыш - PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка .................................................................................................. 3
Нормативно-правовые основания для проектирования программы ........................... 3
Принципы и условия реализации программы .............. Error! Bookmark not defined.
Цель и задачи программы .............................................................................................. 5
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста ..... 6
Планируемые результаты ............................................................................................ 10
Содержание программы. Основные этапы программы ........................................... 102
Структура и форма занятий ......................................................................................... 14
Взаимодействие с родителями ...................................... Error! Bookmark not defined.
Организационно-педагогические условия .................................................................. 12
Диагностика уровня развития по программе «Шахматы»Error! Bookmark not defined.
Учебно-тематический план. .......................................... Error! Bookmark not defined.
Материально-техническое обеспечение ....................... Error! Bookmark not defined.
Список литературы и источников ................................. Error! Bookmark not defined.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 .................................................................................................... 21

2

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Обучение детей игре в шахматы» является
программой кружковой, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена
на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития
личности ребенка. Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного
возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного
возраста «Обучение детей игре в шахматы» направлена на интеллектуальное развитие детей,
способствует совершенствованию психических процессов.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего
в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и
физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста
игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс
обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Нормативно-правовые основания для проектирования программы
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе программы
И.Г. Сухина «Шахматы, первый год».
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами,
регламентирующими деятельность дошкольников:
1.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» .
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «ОБ
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее —
СанПиН).
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок).
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196.
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09. 2019
г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
3

10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуравневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Конвенции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида
№ 8 «Крепыш» на 2023-2024 учебный год.
Режим занятий:
1-ый год обучения
2-ой год обучения
Продолжительность занятия
25 минут
30 минут
Общее количество часов в 0,5 часа
0,5 часа
неделю
Занятия проводятся
1 раз в две недели по 25 минут 1 раз в две недели по 30 минут
Программа рассчитана
на 2 года

Принципы и условия реализации программы
Обучение детей игре в шахматы осуществляется на основе следующих принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала
• Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса
• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира
• Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом
• Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор
и им систематически предоставляется возможность выбора
• Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет
рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление
умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Условия реализации программы:
4

Данная программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний.
Участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Состав
постоянный, набор обучающихся свободный.
Наполняемость групп — 12 человек.
Срок реализации программы два года
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой МБДОУ «Детский сад №8»,
ориентирован на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во
второй половине дня.
Первый год обучения: 18 часов, 1 раз в две недели по 1 часу.
Второй год обучения: 18 часов, 1 раз в две недели по 1 часу.
(Имеется виду один академический час –это в старшей группе 25 мин., в
подготовительной к школе группе -30 мин.)
Формы организации детей: групповая, работа в парах, индивидуальная, индивидуальногрупповая.
Формы и виды занятий: беседа, игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов,
дидактические игры и задания, игровые упражнения, теоретические занятия, шахматные
игры, шахматные дидактические игры, турнир, соревнование, праздник.

Цель и задачи программы
Целью внедрения программы «Обучение детей игре в шахматы» является создание
условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения
игре в шахматы.
Задачи:
а) образовательные:
Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во
время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами.
Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а
также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной
партии.
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики
за шахматной доской.
Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
б) развивающие:
Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение
Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника
Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач
Формировать мотивацию к познанию и творчеству
в) воспитывающие:
5

Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
(5 -6 лет)
Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества,
постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения —
формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования,
которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более
интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить
порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми
общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти
представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя
настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не
хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек Паук», «Я буду как принцесса» и
т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в
значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними
в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них.
Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои
предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной
принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности
проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное
место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого
возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем
(«Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще
всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре
«Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том,
что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга,
эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к
освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже
перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько
раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более
порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в
зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет
представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светлокрасный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются
6

геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по
величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок
разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера.
Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не
очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок
этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти
изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже
могут использовать несложные приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных
средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным
(продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от
практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее
воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и
вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться
первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет.
Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в
конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей
этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять
обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь
детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий,
социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами,
обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями,
отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети
учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета,
пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах
способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и
сравнения.
Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том
числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей
страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с
продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано
с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции
(ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая
функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть
(предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и
действий, и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются
качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного
труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и
изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений,
7

персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов
эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых
переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей,
животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства
выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной
деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
(6 -7 лет)
Обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким
самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких
социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро),
самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том,
что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана
и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство
удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда
нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное,
положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием
эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной
сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции
глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и
избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются
обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих
действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения —
ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и
выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут
кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение
дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и
потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник
внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо
интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает,
где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7
лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми,
именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать,
вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они
стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть
все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и
избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью,
проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на
выполнение будущих социальных ролей.
К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой
здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события —
рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в
8

каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу
игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут
вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и
подчиненную роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное
использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих
физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся
равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок
способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной
инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со
сверстниками.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме,
цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние
особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь
комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно
увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости
детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности
для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти,
что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек
отличает больший объем и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее,
а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное
фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой
преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче
прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых
фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых
фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы
рисунка, историй и т. п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут
обдумывать его до начала деятельности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет
ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем,
чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного
лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к
практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно
совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году
жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед
за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к
появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей
(взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят,
но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка
позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы
существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще
использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет
увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить
на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами
9

других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут
последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на
протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится
подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и
регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный
читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший
итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах
искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и
исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать
ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно
следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который
теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.
Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают
множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному
замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными
деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки
людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее
важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Планируемые результаты
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, самостоятельности
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,
соревнования)
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
К концу первого года обучения должен знать:
 историю возникновения шахматной игры;
 правила и цель игры;
 основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 правила хода и взятия каждой фигуры.
 ценность фигур.
Должен уметь:
 ориентироваться на шахматной доске;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 правильно помещать шахматную доску между партнерами;
 расставлять фигуры перед игрой;
 играть каждой фигурой в отдельности и совокупности со всеми фигурами;
 рокировать;
 объявлять шах;
10

 ставить мат;
 решать элементарные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация
тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Критерии уровней развития детей первый год обучения.
Высокий (2 балла): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории
шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о
приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление,
воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет
планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве
Средний (1 балл): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»., истории
шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и
называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
Низкий (0 баллов): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные
фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
К концу второго года обучения должен знать:
 законы развития фигур в начале партии;
 шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья;
 значение материального преимущества;
 простейшие тактические приёмы;
Должен уметь
 разыгрывать шахматную партию от начала до конца;
 соблюдать все правила игры;
 правильно предлагать ничью.
 решать шахматные задачи.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре,
освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством
выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный –
в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение
практических задач. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи
дошкольников на каждом этапе обучения.

11

Содержание программы. Основные этапы программы.
1 этап — диагностический. Определение начального уровня, мониторинг.
2 этап — практический. Организация работы по развитию и формированию навыков.
З этап — контрольный. Позволяет увидеть эффективность проведенной работы. Контроль
осуществляется диагностикой уровня развития навыков детей на конец года.

Содержание программы
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и
предусматривает 18 шахматных занятий (одно - в 2 недели). Максимальная недельная
образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 1.2.368521 и составляет 25 минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30минут для детей
подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные
игры.
I.
Шахматная доска
Ведение. Организационное занятие.
Теория.
Знакомство с детьми, правила поведения на занятиях.
Знакомство с историей возникновения шахмат.
Теория. Знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля.
Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. Понятие «шахматная доска»,
«шахматное поле», «партнеры» Расположение доски между партнерами. Разновидности досок.
Центр доски. Количество полей в центре. Понятие «Шахматная диаграмма».
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
«Составь доску». Из квадратиков составить шахматную доску.
«Нарисуй диаграмму» - рисование на диаграмме линий по горизонтали, вертикали и
диагонали.
Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина «Приключения в
Шахматной стране» (М.: Педагогика, 1991. – с. 132
II. Шахматные фигуры
Теория. Знакомство с названиями шахматный фигур. Чтение и инсценировка
дидактической сказки «Шахматный теремок».
Белые фигуры. Черные фигуры. Пешка, ферзь, ладья, слон, ферзь, конь, король.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В мешочке прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников
пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это
за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все
шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры
надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая
фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на
друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному
выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Все фигуры расставляются по
росту.
III. Начальная расстановка фигур
12

Теория. Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в
начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры
рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например, «Ладья
стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует
поймать.
IV. Ходы и взятие фигур
Основная тема учебного курса.
Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры.
Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение
пешки. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К=3, С = 3, Л = 5, Ф = 9, Король
бесценная фигура).
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат
начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом
фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с
целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на
поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так,
чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную
фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить
на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были
равны.
V. Цель шахматной партии
13

Теория. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование
одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в
один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит
ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли
мат черному королю. «Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один
ход.
«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно
рокировать или нет.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения
Теория. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать
шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Практика. Дидактические игры и игровые задания.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами
подряд.
VII. Итог.
Практика
Шахматный праздник

Структура и форма занятий
Особенности проведения занимательной игровой деятельности (занятие-игра). Как
известно, основная форма игровой деятельности с старшими дошкольниками – игровые
ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении
нового материала и сохраняет к нему живой интерес.
Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется
запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать
будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занимательная игровая
деятельность проходит в доброжелательной атмосфере. нельзя перегружать детей, в середине физкультминутка. К новому материалу можно переходить только после того, как ребенок будет
уверенно знать пройденное.
Обучение развивающее, включает самостоятельную работу ребенка с изученным
материалом и двигается от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы
максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет
специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий,
создание игровых ситуаций. Ребята с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают
про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений
обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет: дошкольник не должен
замечать, что его обучают. Постепенно интерес возникает и можно будет двигаться к более
сложному.
Используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки и
песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом является
деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на шахматной
доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности.
Формирование шахматного мышления у детей проходит через ряд этапов от репродуктивного
14

повторения алгоритмов и схем в типовых положениях до творческого применения знаний на
практике, подразумевающих зачастую отказ от общепринятых стереотипов.
Методы обучения:
1. Словесные методы обучения:
 устное изложение;
 беседа;
 чтение.
2. Наглядные методы обучения:
 показ видеоматериалов, диафильмов, иллюстраций, шахматных фигур, действий;
 наблюдение.
3. Практические методы обучения:
 упражнение;
 инсценировка;
 дидактические игры;
 тренинг,
 мастер-класс.
Форма организации деятельности воспитанников на занятии:
 групповая;
 индивидуальная
 подгрупповая.
Организация образовательного процесса основана на индивидуальном и деятельностном
подходе. Программа ориентирована на детей 5-7 лет и рассчитана на 2 года обучения. Занятия
проводятся в период с 1 октября по 31 мая 1 раз в 2 недели во второй половине дня,
продолжительность занятия – от 25 до 30 минут.
Формы проведения занятий: занимательная игровая деятельность (занятие-игра).
Комплекс приемов:
 приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти,
восприятия, воображения (иллюстрирование, демонстрация, презентация, театрализация, и т.д.);
 приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной
деятельности воспитанников (проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование,
моделирование и т.д.;
 приемы, активизирующие эмоции воспитанников (драматизация, игра, имитация,
праздники, экскурсии и т.д.);
 приемы контроля, самоконтроля (самостоятельные работы творческого характера и т.д.);
 приемы управления межличностными отношениями (совместное нахождение лучшего
решения и т.д.).

Взаимодействие с родителями
Для реализации данной Программы необходимо тесное сотрудничество с родителями
воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный
процесс.
Месяц
Содержание работы
сентябрь Родительское собрание «Шахматы-не просто игра», анкетирование, мастер-класс по
изготовлению шахматных фигур различными техниками рукоделия
октябрь
Выставка «Шахматная мозаика» с целью организации партнёрской деятельности
детей и взрослых по изготовлению продуктов художественной деятельности
15

ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

Разучивание стихотворений про шахматные фигуры. Консультация для родителей:
«Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника»
Оформление шахматного уголка. Избранные страницы из книги И.Г.Сухина
«Удивительные приключения в Шахматной стране».
Инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок про шахматы.
Памятка «Играем вместе»
Оформление фотоальбома «Шахматная сказка» Мини-турнир с участием родителей
Дидактические игры при обучении игре в шахматы. Наглядный материал в
родительском информационном уголке «Интересно мы живем - все о шахматах мы
узнаем»
Сочини сказку «Шахматная репка на новый лад» Оформление опыта семейного
воспитания «Наша шахматная семья»
Турнир «Папа, мама, я –шахматная семья» Оформление мини-музея «Шахматный
мир»
Шахматная викторина

16

Организационно-педагогические условия
Диагностика уровня развития по программе «Шахматы»
Диагностическое обследование детей по программе «Шахматы», первый год обучения
Приложение № 1
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы 1-ый год обучения
В том числе
Количество
№
Тема (раздел)
практических
занятий
занятий
Легенда о Радже и мудреце. В стране
№1-2
1
шахматных чудес
№3-4
Мудрец. Шахматная доска
4
3
№5

Шахматные фигуры

1

1

№6
№7
№ 8-9
№ 10-11
№ 12-13
№ 14-15
№ 16

Начальное положение
Так много их, но мы уже их знаем
Ладья. Слон.
Ладья против слона
Ферзь. Ферзь против ладьи и слона
Конь. Конь против ферзя, ладьи, слона
Пешка. Пешка против ферзя, ладьи, слона,
коня
Король.
Интеллектуальный турнир

1
1
2
1
2
2
2

1

1
1
18

1
1
16

№ 17
№ 18
Итого в год

2
1
2
2
2

Учебно-тематический план работы по обучению детей в шахматы 2-ой год обучения
В том числе
Количество
№
Тема (раздел)
практических
занятий
занятий
№ 1-2
Шах. Двойной шах с выигрышем фигуры,
2
2
лучший шах
№ 3-4
Мат. Мат в один ход.
1
1
№5
Что такое связка. Ничья. Рокировка.
2
2
Непобедимый.
№6
Волшебный мир комбинаций
1
1
№7

Реши этюд, отгадай задачу –сыщешь удачу

1

1

№ 8-9
№ 10
№ 11
№ 12-13

Итальянская партия. Сицилийская защита
Принятый ферзевый гамбит
Интеллектуальный турнир
Короткие партии. Здоровые телом – сильные
духом
В гостях хорошо, а дома лучше. Великие
гроссмейстеры

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

№ 14-15

17

№ 16

Решение шахматных задач и этюдов

1

1

№ 17
№ 18

И король жаждет боя
Повторение пройденного. Шахматный турнир.
Шахматный праздник

1
4

1
2

Итого в год
18
16
Занятия шахматами развивает у детей логичность и последовательность мышления, умение
анализировать, а также укрепляет характер. Ребята становятся сосредоточеннее, лучше
запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность.

Материально-техническое обеспечение
1. Рабочая зона
В рабочей зоне имеются демонстрационный и раздаточный материалы, а также
технические средства обучения. Демонстрационный:
1) демонстрационная настенная магнитная шахматная доска;
2) комплект магнитных шахматных фигур;
3) настольные шахматы разных видов;
4) фрагменты шахматной доски;
Раздаточный:
1) настольные шахматные доски;
2) настольные шахматные фигуры;
3) шахматные дорожки и поля;
4) рабочие тетради;
5) стихи и картинки для вклеивания в рабочие тетради;
6) трафареты шахматных фигур;
7) фрагменты шахматной доски (2х2; 2х3; 3х3; 3х4; 4х4)
8) карандаши.
Технические средства обучения: персональный компьютер, музыкальный центр.
2. Игровая зона
В игровой зоне есть дидактические игры для обучения игре в шахматы
1) шахматный веер;
2) магнитные настольные шахматы;
3) ребусы;
4) кроссворды;
5) «портреты» шахматных фигур;
6) разрезные картинки;
7) чудесный мешочек;
8) шапочки-короны шахматных фигур;
9) картотека стихов и загадок о шахматах
3. Зона детского творчества
Украшают стену шахматного центра сказочные герои шахматной страны (шахматные
фигуры: короли, ферзи, ладьи, кони), детские рисунки, выполненные детьми.
4. Музей «Шахматный мир»
В шахматном центре усилиями педагогов детского сада, родителями и детьми оформлен
мини-музей «Шахматный мир», в котором можно увидеть разнообразные шахматные экспонаты:
1) фотографии детей с шахматами;
2) шахматные часы;
18

3) разные виды шахмат;
4) буклеты;
5) портреты шахматистов
Дидактические шахматные сказки, сказки и рассказы для детей о шахматах и
шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают
спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая
школа, 1995. – Вып. 4,
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
19

Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: «Горизонталь – вертикаль», «Диагональ» (материал – плотная
бумага, ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль,
диагональ).
Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также
фигур, расположенных на белых и черных полях.
Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их
относительная ценность).
Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец №
30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный №4336153/12 от 30. 11. 1987 г.,
авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).

Список литературы и источников
1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.:
ГЦОЛИФК, 1984
4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
6. Костенюк А. Костенюк Н. Как научить шахматам, Дошкольный учебник 2008
7. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998
8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие
игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006
9. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей «Феникс» 2017
10. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера»
2006
11. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
12. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992
13. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник
для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение,
1998.
14. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
15. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
16. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
17. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
18. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль
1998
19. Тарабарина Т.И «И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль 2006.
Интернет-ресурсы
1.
Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL:
http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2.
Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
3.
Шахматы: [сайт] URL: http://megachess.net/School/textbook/;
20

1.
2.

Шахматы: [сайт] URL: http://megachess.net/School/textbook/;
Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Диагностическое обследование детей по программе «Шахматы», первый год обучения.

Условные обозначения:
2 – высокий уровень
1 - средний уровень
0 – низкий уровень

21

Баллы

Пешка

Король

Ферзь

Слон

Конь

Пешка

Король

Ферзь

Слон

Конь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Ладья

Правила взятия и хода
фигур и пешки

Начальное положение
фигур

Названия
шахматных фигур

Ладья

Центр доски

Диагональ

Расположение доски

Шахматные
термины

Вертикаль

Фамилия
имя
ребенка

Шахматное
поле
Горизонталь

П/№


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».