Программа Психолого-педагогческого сопровождения одаренных и талатливых детей дошкольного возраста МБДОУ Детский сад 8 - PDF

Содержание
Пояснительная записка

3

Цель и задачи программы

4

Нормативно-правовая база для разработки программы

4

Принципы психолого-педагогической работы с одаренными детьми

4

Методы диагностики в ходе реализации программы

5

Планируемые результаты

5

Основные направления реализации программы

5

Основные этапы реализации программы

7

Условия успешной работы с одаренными воспитанниками

10

План мероприятий, проводимых в рамках реализации программы по работе с 10
одаренными детьми (рекомендуемый перечень)
Список литературы
12
Приложение 1 Диагностические материалы

13

Приложение 2 Карта индивидуального образовательного маршрута одаренного 22
ребенка
Приложение 3 Индивидуальный план работы с одаренными детьми
24
Приложение 4 Примерные варианты задач на развитие логического мышления

25

2

Пояснительная записка
Среди самых интересных и загадочных явлений природы является детская
одаренность. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении
многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется
общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной
творческой личности.
Наше время – это время перемен, поэтому России нужны люди, способные
нестандартно, творчески мыслить.
Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков
и др.) установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем
дошкольное детство трудно представить. Они считают, что необходимо создание таких
психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных детей
мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в
интеллектуально-творческой и спортивной деятельности.
На современном этапе отправной точкой отсчета, от которой берут начало
прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая
концепция одаренности» под редакцией Д. Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова. По
определению авторов концепции: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность,
талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный
ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования».
Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как
требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности
среднего ребенка.
Педагогу необходимо учитывать, что для одаренных детей характерна потребность в
знаниях, у одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых.
Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.
Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое
поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более
зрелых людей. Одаренным детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им
трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они
стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и
превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одаренных детей
в силу их особого интеллектуального развития.
Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одаренными детьми, поэтому часто
одергивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую
непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового
в процессе обмена информацией с педагогом.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной
из приоритетных задач современного образования.
Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую
потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы
одаренных детей.
3

Актуальность вопроса послужила для разработки программы психологопедагогического сопровождения одаренных и талантливых детей дошкольного возраста
МБДОУ «Детский сад №8» (далее – программа).

Цель и задачи программы
Цель программы: реализация воспитательного и образовательного процесса,
направленного на поддержку одаренных, талантливых детей в дошкольном
образовательном учреждении.
Задачи программы:
- оказание помощи педагогам в выявлении одаренных детей;
- оказание содействия одаренному ребенку в решении задач обучения, развития,
социализации;
- психологическое просвещение родителей по вопросам детской одаренности;
- предупреждение и профилактика социальной изоляции одаренных детей в группе
сверстников;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Нормативно-правовая база для разработки программы
Настоящая программа разработана на основе основной образовательной программы
дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад комбинированного вида №8 «Крепыш» разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и
федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).

Принципы психолого-педагогической работы с одаренными детьми
1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности
ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как
можно более широкий спектр его способностей;
3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной
мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально
организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы
соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать
определенные развивающие занятия.
5. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному
уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (частности,
на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного
ребенка индивидуальной траектории развития);
4

6. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики,
имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как
анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки педагогов и
родителей, естественный эксперимент
Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте: - дети с
высоким общим уровнем умственного развития;
- дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной,
изобразительной, физической, интеллектуальной).

Методы диагностики в ходе реализации программы
Уже в 5-6 лет развитие ребенка характеризуется ярким проявлением его природного
потенциала. Одним из показателей одаренности ребенка является повышенный уровень
интеллекта. Одаренным детям для успешного развития нужно специальная и длительная
психолого-педагогическая
поддержка.
Поэтому
педагог-психолог
подбирает
психологические методики, предназначенные для тестирования способностей,
подразделенные на две категории: тесты интеллектуальной продуктивности и тесты
креативности. Эти тесты предоставляют ребенку возможность для проявления его
личности, прогнозируют уровень развития способностей детей.
С целью своевременного выявления детей, проявляющих выдающиеся способности в
различных областях деятельности, а также получения данных об их личностных
особенностях, применяются следующие методы:
1. Анкетирование (родителей, педагогов) - методика «Карта одаренности» (И.А.
Савенков);
2. Наблюдение (включенное наблюдение педагогов и узких специалистов в ходе
организованной-образовательной деятельности и свободной деятельности детей.
3.
Психодиагностические:
-методика «Интеллектуальный портрет» (И.А. Савенков)
-методика Векслера «Кубики Коса». Выявление конструкторской одаренности
ребенка.
-диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич) Тексты
анкет и содержание психодиагностических методик представлены в Приложении 1.

Планируемые результаты
Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и
творческого потенциала воспитанников;
2.
Формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и
одаренных детей;
3.
Высокие результаты в творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня
(муниципальных, всероссийских, международных);
4.
Повышение качества образования и воспитания.
1.

Основные направления реализации программы
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей должно быть
комплексным, задействовать всех субъектов образовательного процесса, в том числе и
5

педагогов, и узких специалистов, и родителей воспитанников. Соответственно,
сопровождение осуществляется по трем основным направлениям:
- консультативная и методическая поддержка работы педагогов (воспитателей и узких
специалистов)
- психологическое сопровождение и развивающая работа с детьми, имеющими
выдающиеся способности;
- консультативная и просветительская работа с родителями одаренных детей.
При этом, в каждом из указанных направлений психолого-педагогическое
сопровождение реализуется через различные виды деятельности педагога-психолога:
- психологическая диагностика;
- коррекционная и развивающая работа;
- психологическая профилактика;
- консультативная и методическая поддержка.
Планируемые мероприятия в рамках реализации программы
№
1
2

3

3

4

5

6

7

Мероприятие
Сроки
Работа с педагогами
Круглый стол «Выявление и развитие
октябрь
интеллектуальной одаренности детей в ДОУ»
Индивидуальная
беседа
по
выявлению Октябрь
одаренности
воспитанников,
анкетирование
педагогов
Психолого-педагогический практикум
ноябрь
«Методические рекомендации для воспитателей
по выявлению одаренности детей»
Консультационно-методическая
работа
по ноябрь
созданию и сопровождению индивидуальных
образовательных маршрутов ля одаренных детей

Таблица 1
Ответственный
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог
Педагогпсихолог

Педагогпсихолог,
старший
воспитатель
Индивидуальные
консультации
с
узкими В течение года Педагогспециалистами по результатам диагностики детей
психолог
с выдающимися способностями
Городской
семинар
для
руководителей Январь
Заведующий
«Формирование и укрепление психологического
Педагогздоровья детей дошкольного возраста в условиях
психолог
ДОУ»
Индивидуальные консультации с педагогами по Февраль
Педагогрезультатам социометрических исследований с
психолог
целью профилактики социальной изоляции
одаренных детей среди сверстников
Педагогическое совещание по итогам психолого- Май
Педагогпедагогического сопровождения одаренных детей
психолог, узкие
в течение учебного года
специалисты,
старший
воспитатель
Работа с детьми
6

1
2

3

4

5

1

2

3

4

5

Диагностика интеллектуальной одаренности
детей, уровня познавательного развития
Изучение мотивационно-потребностной сферы,
личностных особенностей детей, проявивших
выдающиеся способности
Проведение социометрических исследований
взаимоотношений детей в группах с целью
профилактики изоляции одаренных детей среди
сверстников
Психолого-педагогическое сопровождение
участия детей с выдающимися способностями в
конкурсах

Октябрьноябрь
Ноябрьдекабрь

Педагогпсихолог
Педагогпсихолог

Январьфевраль

Педагогпсихолог

В течение года Педагогпсихолог,
воспитатели,
старший
воспитатель
Итоговая диагностика, определение динамики Май
Педагогразвития способностей ребенка за учебный год
психолог,
воспитатели,
узкие
специалисты
Работа с родителями
Родительское собрание на тему «О талантливых ноябрь
Педагогдетях, заботливым родителям», анкетирование
психолог
«Карта одаренности»
Консультации по вопросам индивидуальных ноябрь
Педагогобразовательных маршрутов детей, проявивших
психолог,
выдающиеся способности
воспитатели,
старший
воспитатель
Беседа «Совместная деятельность родительской декабрь
Старший
общественности и педагогов в разностороннем
воспитатель
развитии детей»
Индивидуальные консультации с родителями по В течение
Педагогорганизации учебных и внеучебных нагрузок для года
психолог,
одаренных детей. Опрос «Развитие творческого
воспитатели,
потенциала вашего ребенка»
старший
воспитатель
Индивидуальные консультации по поводу В течение
Педагогличностных и поведенческих особенностей детей года
психолог,
с выдающимися способностями
воспитатели
«Одаренные дети в детском саду и в семье»

Основные этапы реализации программы
Подготовительный.
Просвещение родителей и педагогов на тему одаренности детей, подготовку
диагностического инструментария психолога, установление психологического контакта с
детьми.
Диагностический.
Выявление детей, проявляющих выдающие способности в различных областях
деятельности, и предполагает сбор информации по различным направлениям:
7

- анкетирование и беседа с воспитателями;
- анкетирование родителей;
- диагностическое обследование детей.
Содержательный.
- составление индивидуальных образовательных маршрутов детей с выдающимися
способностями, координацию работы воспитателей и узких специалистов с данными
детьми;
- развивающая работу педагога-психолога с детьми, имеющими интеллектуальную
одаренность;
- консультативное сопровождение и поддержка педагогов (воспитателей, узких
специалистов) и родителей детей, проявивших выдающиеся способности; психологическое сопровождение детей при участии в конкурсах различного уровня.
Рефлексивный.
Проведение контрольной диагностики с целью определения динамики развития
способностей ребенка за учебный год, педагогическую рефлексию результативности
проводимой работы.
Первый этап – предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его
интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей и
других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными
особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные
особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным
закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление
внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.
Выявление одаренного ребенка на первом этапе возможно при использовании
методов наблюдения и метода экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце
учебного года заполняют анкету (Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»), где оценивают
степень проявления у детей группы признаков одаренности: выполнение заданий на
наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и
разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора.
Второй этап – представляет собой прохождение трех модулей:
1-й модуль - Работа с детьми.
Уточнение
выявленной
одаренности
ребенка,
проведение
психологопедагогического обследования. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор
дополнительной информации от специалистов МБДОУ «Детский сад №8», родителей,
изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В ДОУ
организуется и проходит психолого-педагогический консилиум (далее – ППк), на который
приглашают всех педагогов, работающих с детьми. Члены консилиума осуществляют
обобщение всей информации о ребенке, определяют организацию сопровождения и
условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают
конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные
программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.
При диагностике одаренности исходим из представления большинства
исследователей о том, что ребенок, продемонстрировавший высокий уровень способностей
хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной
мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одаренного.
Этапы сопровождения развития психомоторной одаренности ребенка.
1-ый этап сопровождающей работы – диагностический – предполагает открытие,
констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может
поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком.
8

На этом этапе воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При
этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка.
Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным
возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его
индивидуального пути развития, построения развивающей работы.
2- ой этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей
работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. Мало
просто выявить таланты, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего
развития выявление талантливых детей осуществляется в процессе реализации системы
конкурсов для детей разного возраста.
2-й модуль - Работа с педагогами.
Основные задачи данного модуля:
 повышение педагогического мастерства и личностного роста педагогов;
 самоорганизация и развитие;
 мониторинг профессионально-личностного роста.
Работа с одаренными детьми предъявляет дополнительные требования к
профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества,
необходимые педагогу для работы с одаренными детьми:
 теоретические знания по вопросу одаренности;
 наличие практического опыта;
 позитивная Я - концепция;
 целеустремленность и настойчивость;
 зрелость (четкое знание своих целей и задач);
 эмоциональная стабильность;
 креативность.
3-й модуль - Работа с родителями. Основные задачи данного модуля:
 Исследование родительской компетенции.
 Формирование психолого-педагогической грамотности родителей.
 Изучение и развитие родителями личности своего ребенка.
Основная цель работы с родителями – помощь родителям в поиске путей решения
проблем, часто встречающихся при воспитании одаренного ребенка Понимание в семье
высокого потенциала детей, является одним из важных условий для развития их
одаренности, а его отсутствие ведет за собой «обнищание мысли» (А.М. Матюшкин, Ю.С.
Багимов и другие). Однако даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как
положительную, так и отрицательную роль в развитии одаренного ребенка. Поэтому
специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье.
Рекомендуемый практический материал по содержанию работы с родителями:
 Тест «Как развита фантазия Вашего ребенка?»;
 Консультации, памятки, советы;
 Определение склонностей ребенка (для родителей и педагогов).
Третий этап – создание условий для развития одаренного ребенка, через организацию
развивающей работы с одаренным ребенком в условиях МБДОУ «Детский сад №8», в
учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы с
родителями. На данном этапе в ДОУ активно используют возможности учреждений
дополнительного образования. На этом этапе проводятся мероприятия, объединяющие
детей, педагогов ДОУ, учреждения дополнительного образования, родителей. Данный опыт
создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного
ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.
9

Четвертый этап – анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного
ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят мониторинг
успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы
или рекомендаций. Для того чтобы отследить динамику развития одаренности каждого
ребенка используется методика оценки общей одаренности А.И. Савенкова. В ней путем
экспертных оценок выявляется уровень сформированности у детей 9-ти характеристик
одаренности в начале и конце учебного года. Эксперты: воспитатели группы, специалисты
МБДОУ «Детский сад №8», педагог-психолог.
Педагоги дошкольного образования организуют в ДОУ разнообразные формы
презентаций результатов развития одаренного ребенка. Эффективность сопровождения
одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго
индивидуализирована.

Условия успешной работы с одаренными воспитанниками
Работу с одаренными детьми необходимо начать с планирования. В планировании
педагог должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с
одаренными воспитанниками. Для этой успешной работы с одаренными детьми
необходимо:
1. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в ДОУ.
2. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления
в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы педагогов ДОУ.
3. Осознание важности работы с каждым одаренным ребенком.
4. Создание и постоянное совершенствование методической системы ДОУ работы с
одаренными воспитанниками.
5. Признание руководством и коллективом ДОУ того, что реализация системы работы
с одаренными воспитанниками является одним из приоритетных направлений в работе
ДОУ.
Включение в работу с одаренными воспитанниками в первую очередь педагогов,
обладающих определенными качествами: педагог для одаренного ребенка является
личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не
страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
План мероприятий, проводимых в рамках реализации программы
Таблица 2
по работе с одаренными детьми (рекомендуемый перечень)
№
Мероприятия
Ответственный
п/п
1.
Совершенствование нормативно-правовой базы организации Заведующий,
работы с одаренными детьми
старший воспитатель
2.
Формирование координационного органа по работе с
Заведующий,
одаренными детьми (рабочая группа)
старший воспитатель
3.
4.
5.

Составление и утверждение плана работы с одаренными
Заведующий, рабочая
детьми
группа
Приобретение специальной методической и детской
Заведующий,
познавательной литературы
рабочая группа
Формирование системы дополнительной работы с одаренными Воспитатели групп
воспитанниками:
организация
работы
в
различных
направлениях; организация системы исследовательской работы
дошкольников.

10

6.

7.

8.

9.

10.

Создание перспективных планов, программ и методических Педагоги ДОУ
материалов для организации воспитательно-образовательного
процесса в системе повышения квалификации педагогов,
работающих с одаренными детьми
Повышение квалификации педагогов, работающих с Педагоги ДОУ,
одаренными детьми, обучение специалистов-психологов и старший воспитатель
педагогов новым образовательным технологиям и методикам
обучения, использованию диагностического инструментария в
работе с одаренными детьми, включая дистанционные
Организация мониторинга состояния работы с одаренными Старший
детьми
воспитатель, педагогпсихолог,
воспитатели групп
Изучение, обобщение и распространение передового Педагоги ДОУ
педагогического опыта по направлению одаренные дети.
Обеспечение
распространения
информации,
издания
методических,
авторских
педагогических
разработок,
альманахов, периодических изданий, творческих работ
одаренных детей
Подготовка и создание страницы «Одаренные дети» на
Старший
официальном сайте ДОУ
воспитатель

11.

Ведение электронного банка данных «Одаренные дети»

Педагог – психолог







Методы диагностики в ходе реализации программы:
наблюдения;
беседы;
педагогическая диагностика;
изучение продуктов детского творчества;
ведение индивидуальных карт развития

11

Список литературы
1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.: Флинта,
1998.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2001.
3. Касабуцкий, Н.Н. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн.
для воспитателей дет. сада и родителей / Н.Н. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М.
Чеботаревская: под общ.ред. А.А. Столяра. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1991.
4. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.Н.
Говорова [и др]; под общ.ред. Л.А. Венгера. – Москва: Изд-во «Просвещение», 2000.
5. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий,
психологическое сопровождение / авт.-сост. Н.В. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Разработка программ психолого-педагогического сопровождения одаренных
детей: методические рекомендации / авт.-сост. О.Н. Младенцева, О.Г. Ярлыкова. – ХантыМансийск: Институт развития образования, 2015.
7. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. – Ярославль, Академия развития, 2002.
8. Свердлов В.Я. Система работы с одаренными детьми // Управление качеством
образования, 2015, №4.
9. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант.
– СПб.: Речь, 2006.
10.
Фокина Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников // Одаренный
ребенок, 2002, №2.

12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностические материалы
Методика «Карта одаренности (автор А.И. Савенков)
Инструкция: перед Вами вопросы. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему
ребенку, пользуясь следующей шкалой:
«++» - если оцениваемое свойство хорошо развито, проявляется часто, четко выражено;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - свойство выражено нечетко, проявляется редко;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на бланке.
Вопросы:
1.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
2.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
3.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме
движений.
4.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
5.
Интересуется актерской игрой.
6.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
7.
Хорошо поет.
8.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
9.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
10.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
11.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
12.
Бегает быстрее всех в детском саду, группе.
13.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
14.
Склонен передавать свои чувства через мимику, жесты, движения.
15.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
16.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
17.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает.
18.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
19.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
20.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
21.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол,
баскетбол
и др.)
22.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
23.
Любит игры-драматизации.
24.
Физически выносливее сверстников.
Бланк ответов
1
4
7
10
13
16

2
5
8
11
14
17

3
6
9
12
15
18
13

19
22

20
23

21
24

Обработка:
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (+ и – взаимно сокращаются).
Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов
характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
1) Музыкальная - _________________.
2) Артистическая - ________________.
3) Спортивная - __________________.

Выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики
Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).
Критерии одаренности

Методика диагностирования

1.
Оригинальность
мышления - способность
выдвигать
новые,
неожиданные
идеи,
отличающиеся от широко
известных,
общепринятых,
банальных. Проявляется в
мышлении
и
поведении
ребенка, в общении со
сверстниками и взрослыми, во
всех видах его деятельности
(ярко выражена в характере и
тематике
самостоятельных
рисунков, сочинении историй,
конструировании и др.).

Игра «Теремок»
Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за
нарисованный объект. Ведущий, выбирает одного из детей
хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к
теремку. Диалог: Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я,
(называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в
теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие
признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть
палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину
обращается следующий участник игры. И так, пока все не
зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину,
остальные дети могут помочь.
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося
настоящих названий картинок, дать шуточные именадразнилки: Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и
др.- … глаза Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее
поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно
поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают
загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

14

2. Гибкость мышления способность быстро и легко
находить новые стратегии
решения,
устанавливать
ассоциативные
связи
и
переходить (в мышлении и
поведении) от явлений одного
класса к другим, часто
далеким по содержанию.
Проявляется
в
умении
находить
альтернативные
стратегии решения проблем,
оперативно
менять
направление поиска решения
проблемы.

Сказочная задача «Как перенести воду в решете?».
Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в
решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как
в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается
противоречие изменением агрегатного состояния вещества
– воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не
будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в
решете воду в виде льда.
Игра: «Предложи выход из ситуации».
Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию
«Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию,
бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи
Маше, что с ними.

3. Продуктивность, или
беглость, мышления обычно
рассматривается как
способность к генерированию
большого числа идей.
Проявляется
и
может
оцениваться по количеству
вариантов решения

Игра «Как использовать предмет?»
Перечислить как можно больше необычных способов
использования предмета. Ход игры: Газета используется для
чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее
использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно
еще использовать?

разнообразных проблем и
продуктов
деятельности
(проекты, рисунки, сочинения
и др.).
4. Способность к анализу и
синтезу. Анализ - линейная,
последовательная, логически
точная
обработка
информации, предполагающая
ее
разложение
на
составляющие.
Синтез,
напротив, - ее синхронизация,
объединение
в
единую
структуру.
Наиболее
ярко
эта
способность проявляется при
решении логических задач и
проблем и может быть
выявлена
практически
в
любом виде деятельности
ребенка.

Игра «Внутри – снаружи».
Решение
задач,
развивающих
логическое
и
пространственное мышление. Ход игры: предлагается
ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на
вопросы. Внутри
каждой
предложенной
фигуры
располагается
какой-нибудь
предмет.
Необходимо
определить его местонахождение, правильно ответив на
вопросы.

15

5.
Классификация
и
категоризация - психические
процессы,
имеющие
решающее
значение
при
структурировании
новой
информации,
предполагающие объединение
единичных объектов в классы,
группы,
категории.
Проявляется,
кроме
специальных
логических
задач, в самых разных видах
деятельности
ребенка,
например, в стремлении к
коллекционированию,
систематизации добываемых
материалов.

Игра «Круглые предметы».
Предлагается найти предметы определенной формы в
окружающих предметах.

6. Высокая концентрация
внимания
выражается
обычно в двух основных
особенностях
психики:
высокой
степени
погруженности в задачу и
возможности успешной
«настройки»
(даже
при
наличии помех) на восприятие
информации, относящейся к
выбранной цели. Проявляется
в склонности к сложным и
сравнительно
долговременным
занятиям
(другой
полюс
характеризуется
«низким
порогом отключения», что
выражается
в
быстрой
утомляемости,
в
неспособности
долго
заниматься одним делом).

Упражнение «Отдели цифры, буквы».
(умение концентрировать внимание
поставленной задачи).

Игра «Случайные предметы» (находить лишний предмет в
однородной группе).
Предложить ребенку рассмотреть предметы, изображенные
на карточке и сказать, что из них лишнее.

на

выполнении

Предлагается ребенку внимательно рассмотреть таблицу.
В ней изображены буквы и абстрактные значки. Ребенок
должен вычеркнуть из таблицы все, что не является
буквами.

16

7. Память - способность
ребенка запоминать факты,
события,
абстрактные
символы, различные знаки важнейший
индикатор
одаренности. Однако следует
иметь
в
виду,
что
преимущество в творчестве
имеет не тот, у кого больше
объем памяти, а тот, кто
способен оперативно извлечь
из
памяти
нужную
информацию.
Проявление
различных видов
памяти
(долговременная
и
кратковременная, смысловая и
механическая, образная и
символическая
и
др.)
несложно
обнаружить
в
процессе общения с ребенком.

Игра «Посмотри и запомни» (запоминать пары
«Предмет – символ»).
Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается
обнаружить сходство между предметами и животными на
левой стороне карточек и символами справа.
Дается время (20 – 30 сек.) на запоминание, затем
картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой карточке
потерявшуюся половинку т.е. найти изображение предмета
и соответствующий символ.

Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка
Баллы
Оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, 5
проявляется часто в различных видах деятельности и поведения
Свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом 4
противоположное ему свойство проявляется очень редко
Оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и 3
деятельности уравновешивают друг друга
Более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, 2
противоположное оцениваемому
Четко выражено и часто проявляется свойство личности, 1
противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех
видах деятельности
Сведений для оценки данного качества нет (не имею).
0
Сводная таблица по результатам исследований
Критерии оценки
Фамилии, имена детей

1. Оригинальность мышления
2. Гибкость мышления
3. Продуктивность,
4. Способность к анализу и синтезу.
17

5. Классификация и категоризация психические процессы,
6. Высокая концентрация внимания
7. Память
Средний балл

Выявление конструкторской одаренности ребенка.
(Методика Векслера «Кубики Коса»)
В этой методике используется набор постепенно усложняющихся образцов
геометрических фигур (нарисованных на картонных карточках) и набор из 9 кубиков,
стороны которых разделены по диагонали на белый и красный треугольники. Всем
детям устно дается одинаковая инструкция: «Перед вами кубики, все они одинаковые.
Рассмотрите их внимательно. Посмотрите, как окрашены их стороны: 2 стороны
красных, 2 белых и 2 разделенных по диагонали на красный и белый треугольники.
Сейчас вам будут даны рисунки, вы должны построить из кубиков точно такой же
рисунок». Испытуемым поочередно предъявляются фигуры для самостоятельного
конструирования по образцу. Экспериментатором фиксируется время выполнения
задания и качественные характеристики деятельности испытуемых. Развитие
конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивнотехнических способностей и конструктивно- технического мышления.
При исследовании конструкторской деятельности ребенку предлагают следующие
задания
п/п Задания

1-

Конструирование объемных
построек
из
цветных
кубиков
одинаковой
величины
с
помощью
образца-рисунка

Шкала оценок
1 – Строит дорожку из трех кубиков, ориентируясь по
двум цветам (например, красный и желтый).
2 – Строит «двухэтажную башню» из трех кубиков
соответственно двум цветам (например, красный и
желтый).
3 – Строит «трехэтажную башню» из семи цветных
кубиков.
4 – Строит «трехэтажную» постройку сложной
конфигурации из кубиков четырех цветов.
5 – Строит «четырехэтажную» постройку из восьми
четырех цветных кубиков.

18

2-

Выкладывание по рисунку
определенных фигур на
плоскости из цветных
кубиков с выкрашенными в
разные цвета сторонами

3-

Задания по
конструированию по
методике Косса
(используются пять
первых вариантов
этой методики:
двухцветные
кубики)

1 – Складывает четыре двухцветных кубика так, что на
плоскости получается цветной квадрат, разделенный по
цвету на четыре части.
2 – Складывает из четырех кубиков квадрат,
разделенный по цвету на две части.
3 – Складывает из девяти кубиков квадрат, разделенный
по цвету на три части.
4 – Складывает четыре кубика так, что получается ромб.
1 – Складывает квадрат из четырех кубиков двух цветов
с вписанным в него треугольником.
2 – Складывает квадрат со вписанным треугольником,
основанием кверху.
3 – Складывает квадрат из четырех кубиков,
разделенный на два равнобедренных треугольника.
4 – Складывает квадрат из четырех кубиков, со
вписанным в него ромбом.
5 – Постройка сложного рисунка из девяти кубиков.

Задания:
— Конструирование «башни» из трех-пяти кубиков разного цвета. — Конструирование
«дорожки» из кирпичиков разного цвета. — Конструирование «заборов» из разноцветных
кирпичиков (вертикальное расположение деталей).
— Конструирование «грибов», «воротиков», «гаража», «дивана» из одинаковых по величине
блоков (расположение деталей в вертикальном и горизонтальном направлениях с учетом
общей конфигурации постройки).
Описание методики
Стимульный материал методики представляет собой набор цветных квадратов –
одноцветных (синий, желтый, зеленый, красный) и двухцветных, разделенных по
диагонали – по 16 штук каждого вида.
Квадраты могут быть сделаны из любого прочного материала: дерева, картона, пластика,
металла.
Испытуемому дается три серии по пять заданий. При выполнении каждого задания надо
сложить из цветных квадратов узор по образцу (см. рис. 1-3). В первой серии, для того
чтобы сложить узор, необходимо использовать четыре квадрата, во второй – девять, в
третьей – шестнадцать. Внутри каждой серии задания постепенно усложняются, при этом
происходит переход от симметричных узоров к несимметричным.

Рис. 1. Образцы для первой серии заданий из 4-х элементов (2 х 2).

19

Рис. 2. Образцы для второй серии заданий из 9-ти элементов (3 х 3).

Рис. 3. Образцы для третьей серии заданий из 16-ти элементов (4 х 4).
На некоторых образцах представлены такие знакомые детям предметы, как дом, елочка,
цветок и пр., на других помещены абстрактные изображения.
Для выполнения заданий предусмотрены два вида помощи со стороны экспериментатора.
Первый состоит в предъявлении дополнительного образца, в котором узор разбит на
отдельные элементы-квадраты, а второй – в наложении нескольких квадратов на этот
образец так, чтобы получился рисунок.
Оценка результатов
При оценке результатов важно учитывать такие качественные характеристики, как
самостоятельность (результативность) выполнения задания – R, скорость решения задачи
– Т и рациональность при выполнении задачи – D. При нерешенном задании
результативность составляет 0 баллов, при использовании максимальной помощи
(наложении элементов на образец) – 10 баллов, при использовании минимальной
помощи (выполнение задания по дополнительному образцу) – 100 баллов и при
самостоятельном решении задания – 1000 баллов. Разнесение результатов решения
заданий в столь широком диапазоне (от группы к группе – скачок на порядок) принято
для более качественного разграничения испытуемых по основному признаку –
результативности.
Выводы:
По результатам проведенных исследований выявлено _____ одаренных в различных
областях детей
Виды одаренности
количество
20

Конструкторская одаренность ребенка
Интеллектуально одаренные дети
Креативно одаренные дети
4.Диагностическая проективная методика
«Древо желаний» (В.С.Юркевич)
Цель: изучение познавательной активности детей. (используются картинки и словесные
ситуации)
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.) 2.
Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте
слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые
игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы
ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все,
что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются
первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
 Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.  Средний
уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
 Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
 Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений,
отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
 Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная
информация, причем достаточно поверхностная.
 Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их
интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем
сложности.
Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка на 20__-20__ учебный год
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Сведенья о семье:
Мать (ФИО, образование, место
работы)
Сведенья о семье
Отец (ФИО, образование, место
работы)
Социальная характеристика семьи
Эссе на ребёнка
Область (и) одарённости ребёнка
Формы сопровождения данного
ребёнка

Общие сведения
Иван И.
15.04.2018
полная

большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы.
Иван обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у мальчика богатый словарный запас, ярко выраженная
способность к словотворчеству. Он легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы
и сказки, любить инсценировать сказки, подражать голосам героев, передает содержание мультфильмов.
Литературная
- занятия в малых группах

Участие в конкурсах, фестивалях др.
Группа сопровождения

Конкурс чтецов, занял первое место
родители
воспитатели
Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Не делайте излишнего упора на занятии. Выделите ребенку место для его любимых
Рекомендации
занятий. Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции. В одаренном ребенке надо развивать самые
разные интересы.
Педагогическая коррекция
Содержание работы
Форма работы
Сроки
Ответственные
Вовлечении в специфические детские
-Литературная мастерская
в течение учебного года
Воспитатели, родители.
виды деятельности
-Метод проекта
-Исследовательская деятельность
- Участие в конкурсах
Участие в творческих конкурсах
- Участие в литературных конкурсах
По мере желания ребёнка
воспитатели

22

Применение технологий методик

- Образовательная методика «Добрые Сентябрь, январь,1 раз в неделю.
Сказки»
- Введение в художественную литературу, Октябрь, февраль, май, 1 раз в
пособие «Наши книжки» Чиндилова О.В., неделю.
Баденова А.В.

воспитатели

- Ознакомление с окружающим миром,
Ноябрь, март, 1 раз в неделю.
пособие «Здравствуй, мир!» Вахрушева
А.А., Кочемасова Е.Е.
-Пособие «Ты – словечко, я – словечко
…» Курцева З.И., Ладыжеской Т.А.
Взаимодействие с социальными
партнёрами
Взаимодействие с семьей

Декабрь, апрель, июнь, 1 раз в
неделю.

Посещение кукольного театра, детских
1 раз в квартал
библиотек, литературных выставок
«Как развивать уверенность» «Словесные По мере необходимости
формы позитивной оценки действий
ребёнка»
Беседы
Консультации
Поддержание интереса ребёнка, участие в постоянно
конкурсах.
Работа с портфолио.

родители
воспитатель

Родители, воспитатель
Родители

23

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Индивидуальный план работы с одаренными детьми
Цель: развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа,
синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии, формирования математических
представлений.
Программа направлена на развитие интеллектуальных способностей детей, развитие
любознательности, коммуникабельности.
План – программа работы с одаренными детьми строится на следующих принципах:
научности;
деятельного подхода;
системности;
самоценности детства.
форма реализации: индивидуальные игры.
№ Тема
1 Формирование
действия
замещения

2 Анализ

3 Моделирование

4 Классификация
предметов

5 Введение в
алгоритмизацию

6 Решение
процедурных
логических задач

Задачи
Развивать умение пользоваться
заместителями, варьировать ими при
выполнении одного и того же задания.

Перечень игр
Зверюшки на дорожках;
Разноцветные цепочки;
Кто сегодня именинник;
Отгадай фигуру; Звезды
на небе.
Учить анализировать контурные схемы, Подбери картинку;
соотносить схематические изображения с Причаль пароход;
детальными,
использовать
схему Хитрые картинки;
последовательности действий.
Веселые человечки;
Чего не хватает;
Мяч в корзину.
Развивать умение придумывать различные Разные сказки;
ситуации, используя наглядную модель, Чудесные превращения;
использовать их при решении
Угадай, что спрятано;
элементарных логических задач.
Четвертая картинка.
Развивать умение классифицировать
Домино;
предметы по разным признакам,
Дерево;
свойствам.
Какие фигуры;
Игра с одним обручем;
Игра с двумя обручами;
Игра с тремя обручами;
Развивать алгоритмическое, логическое Вычислительная машина І;
мышление, формировать навыки устных Вычислительная машина ІІ;
вычислений.
Преобразование слов;
Вычислительная машина ІІІ.
Развивать алгоритмическое,
Задача 1;
логическое мышление,
Задача 2;
формирование навыков устного счета
Задача 3;
Задача 4.
24

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Примерные варианты задач на развитие логического мышления
Задача1.
Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном
и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила
в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил
печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Вид дома
Фигура
Квадрат

Круг

дом с окнами и трубой
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.
Фигура
Вид дома
Квадрат
Круг
дом с окнами и трубой
+
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат
Фигура
Вид дома
Квадрат
Круг
дом с окнами и трубой
+
дом с окнами, но без трубы
+
дом с трубой, но без окон
Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у
другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии»,
– заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова?
Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилия
Цвет волос
черный
-

белый

рыжий

Чернов
Белов
Рыжов
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.
25

Фамилия

Цвет волос
черный
-

Чернов
Белов
Рыжов
Решение.
У Рыжова черные волосы.
Фамилия
Цвет волос
черный
+

белый

рыжий

-

белый
+
-

рыжий
+

Чернов
Белов
Рыжов
Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем
домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках
жили звери?
Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в
прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком
аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача5.
Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из
девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки:
неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В
желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из тележек?
Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем
вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и
не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже
живет каждый из мальчиков?
Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не
зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая
из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на
третьем?
26

Типы заданий логико-конструктивного характера.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в
результате пристроения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2
квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

Использование средств занимательной математики в работе с детьми.
Занимательные вопросы.
27

Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у
бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц?
Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей
осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко
осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На
каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько –
на берёзе яблоки не растут.)
Задачи-шутки.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов осталось на
столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это красная».
– «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор?
(О
смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько) На
груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве?
(Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).
Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».
Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых.
Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет
правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем,
кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки».
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).
Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2. «Составь фигуры».
Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.

Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.
28

Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4
треугольника.

Конкурс 3. «Реши задачу».
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько
стаканов стоит на столе (3).
В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две
другие сгорели).
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подводятся итоги конкурса.
Процедурные логические задачи.
Задача 1. Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет
Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем
самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи результатов.
Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года; если
Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет; если
Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет; если
Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины. У
кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если
Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько горошин
не дали ростков?
Решение: если дала росток одна горошина, то не
дали 5; если дали росток две горошины, то не
дали 4; если дали росток три горошины, то не
дали 3; если дали росток четыре горошины, то
не дали 2; если дали росток пять горошин, то не
дала 1; иначе все горошины взошли.
Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял
Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение: если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось
3; если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2; если
Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1; если Дима
взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.
29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».