Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Крепыш» Аналитическая справка к мониторингу оценки качества дошкольного образования о материально-техническом обеспечении и оснащенности образовательного процесса МБДОУ «Детский сад №8» г. Реж, 2024 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Крепыш» (далее — МБДОУ «Детский сад № 8») расположено в жилом районе города, где преобладает частный сектор, рядом с Режевским леспромхозом, неподалеку от железнодорожного вокзала. Ближайшее окружение: МБУК «Центр национальных культур», МБОУ СОШ №17. Здание Детского сада построено по типовому проекту. Проектная наполняемость — 110 мест. Общая площадь площадь территории — 5374 кв. м. Образовательный процесс осуществляется в одном типовом здании. Здание детского сада двухэтажное, общая площадь 1925,4 кв.м. В МБДОУ «Детский сад №8» сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В детском саду оборудованы помещения: групповые помещения — 6; кабинет заведующего — 1; методический кабинет — 1; музыкально-спортивный зал — 1; пищеблок — 1; прачечная — 1; кабинет заведующего хозяйством и кладовщика – 1; складское помещение (для хранения продуктов питания) – 1; медицинский кабинет — 1; кабинет учителя-логопеда – 1; кабинет педагога-психолога – 1; Территория МБДОУ «Детский сад №8» по периметру огорожена забором и полосой зеленых насаждений. Участок и здание образовательного учреждения соответствует требованиям охраны жизни и здоровья воспитанников и работников; состояние и содержание территории, здания и помещений образовательного учреждения соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, а также требованиям охраны труда. В МБДОУ «Детский сад №8» имеются условия для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: калитка оснащена системой контроля доступа на территорию учреждения, при входе имеется вывеска с названием организации, графиком работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Имеется возможность передвижения по территории образовательной организации с помощью работника детского сада - уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На территории выделены игровая и хозяйственная зоны. Наружное электрическое освещение территории имеется по всему периметру здания и над входом в дошкольное учреждение. Зона игровой территории включает в себя оборудованные групповые площадки – индивидуальные для каждой группы и спортивную площадку (требует реконструкции), площади которых удовлетворяют потребности детей в движении и соответствующем развитии. Покрытие групповых площадок с утрамбованным грунтом, спортивной травяное, беспыльное и не оказывает вредного воздействия на человека. Игровые и спортивная площадки для детей оборудованы с учетом их росто-возрастных особенностей и изготовлены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки имеются крытые веранды. Предусмотрены условия для хранения игрушек, используемых для игры на улице. Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Песочницы закрываются крышками. На участках оборудованы малые архитектурные формы, перекладины, и лесенки для лазанья. Уборка территории проводится ежедневно. Утром за 2 часа до прихода детей и по мере загрязнения территории. При сухой и жаркой погоде проводится полив территории. Въезды и входы на территорию МБДОУ «Детский сад №8», покрыты асфальтом. В дошкольной образовательной организации предусмотрен следующий набор помещений: групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы); дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал); сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, прачечная). Медицинский блок, состоит из медицинского кабинета, изолятора, туалета. В целях сохранения воздушно-теплового режима входы в здание оборудованы тамбурами. Каждая из детских групп располагается в изолированном помещении – групповой ячейке. В состав групповой ячейки каждой группы входят: приемная (для приема детей и хранения верхней одежды); групповая (для проведения игр, занятий, приема пищи); буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья посуды); спальня (спальни оборудуются стационарными кроватями. Кровати соответствуют росту детей); туалетная комната (оборудованы умывальниками, туалетными кабинами с дверями, у малышей горшками) Естественное и искусственное освещение помещений соответствует требованиям. В дошкольном учреждении имеется необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи. Организация качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. В МБДОУ «Детский сад №8» большое внимание уделяется организации развивающей среды и образовательного пространства, оформлению интерьера с целью создания уюта, удобства для детей, грамотному использованию организационных и педагогических возможностей. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы, в соответствие с чем, выделяют игровые и развивающие центры: центр для сюжетно-ролевых игр, познавательно-речевой центр, центр дежурства центр природы, центр книги, центр музыки и театра, центр продуктивной деятельности и творчества, центр экспериментирования, полифункциональные материалы для конструирования, центр физкультуры и спорта, центр безопасности, центр краеведения. Предметно-пространственная образовательным стандартам дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и Федеральным основным образовательным программам дошкольного образования (далее - ФОП ДО). ФГОС ДО предполагает создание образовательной среды, способствующей всестороннему развитию личности ребенка. Для этого важно обеспечить развитие всех аспектов его личности: физического, когнитивного, социально-эмоционального и творческого. Развивающая среда в МБДОУ «Детский сад №8» стимулирующая, интересная и безопасная для детей. ФОП ДО подразумевает реализацию программно-целевого подхода, основанного на индивидуальных потребностях и способностях ребенка. Предметно-пространственная среда в детском саду организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться в соответствии со своими способностями. Предметно-пространственная среда во всех возрастных группах включает разнообразные материалы, игрушки, оборудование, способствующие развитию различных навыков у детей. Она организована таким образом, чтобы дети свободно исследовали, экспериментировали и общались друг с другом. Образовательная область Развивающая предметно-пространственная среда Познавательное развитие Центр познавательно-исследовательской деятельности, Центр природы, Центр безопасности, Сенсорный Центр. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал Речевое развитие Демонстрационный и раздаточный дидактический материал по развитию речи и обучению грамоте Центр книги, Речевой центр Социально-коммуникативное развитие Центр безопасности, Центр природы, Патриотический Центр, Центр дежурных. Игровой материал для сюжетно-ролевых игр: «предметы оперирования», «игрушкиперсонажи», «маркеры игрового пространства» Демонстрационный и раздаточный дидактический материал Художественно-эстетическое развитие Центр театрализации и музицирования, Центр творчества, Центр конструирования (строительный материал, конструкторы) Демонстрационный и раздаточный дидактический материал Театрализованные зоны в каждой возрастной группе. Физическое развитие Спортивный зал (гимнастические скамьи, гимнастические мячи, различные тренажеры, мячи различного назначения, нестандартное оборудование и т.д.); Центр двигательной активности (физкультуры и спорта), Центр здоровья. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал В дошкольном учреждении для реализации образовательных программ была создана разнообразная по содержанию развивающая предметно-пространственная среда, которая по имеющимся финансовым возможностям пополняется и обновляется, обеспечивая возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности. При формировании среды осуществляется подбор материалов, игр, оборудования и инвентаря в соответствии с особенностями возраста детей, охраны и укрепления их здоровья. Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению образовательной программы, но и при проведении режимных моментов. Предметноразвивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Средства обучения и воспитания в МБДОУ «Детский сад №8» 1. Предметы материальной Игровой материал: культуры - сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.; - дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры; - игрушки-забавы; - спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты и т.д. - музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.; - театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты и др.; - технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, телефоны и др.; - строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.; - игрушки-самоделки из разных материалов; - игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др. - натуральные объекты: объекты растительного мира, реальные предметы (объекты) изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов и др. - оборудование для опытно-экспериментальной деятельности и пр.; - дидактический материал (в том числе раздаточный материал). 2. Технические средства обучения Технические устройства (аппаратура, носители информации): - мультимедийный проектор, экран, аудиоколонка, ноутбук, музыкальный центр, телевизор; - дидактические средства обучения (носители информации): - звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки; - экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации 3. Учебно-методическое - учебные пособия; обеспечение - методические разработки 4. Художественные средства предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др. 5. Средства наглядности плакаты, иллюстрации, фотографии, дидактические (плоскостная наглядность) картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр. 6. Средства общения - вербальные средства (речь) - невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве. 7. Средства стимулирования помощь в обучении: познавательной деятельности: - помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи); помощь-подражание (демонстрация образцов действий); - помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее); - помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач); - противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала. Созданная в МБДОУ «Детский сад №8» развивающая предметно-пространственная образовательная среда является содержательно-насыщенной. Среда включает в себя средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; в том числе развитие крупной и мелкой моторики; участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения. Игровой материал во всех возрастных группах подбирается с учетом освоенного, нового типа игры и его усложнения. Вариативность среды проявляется в наличии пространств: для игры, конструирования, уединения, а также в разнообразии материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется. Трансформируемость среды обеспечивает возможность изменения пространства группы в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Соблюдаются требования к игрушкам для детей дошкольного возраста: полифункциональны, используются в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Имеются игрушки для совместной деятельности группой воспитанников, обладающие дидактическими свойствами, с их помощью педагоги обучают детей конструированию, знакомят формой, цветом и др. Развивающая предметно-пространственная среда является доступной для всех воспитанников. Игры и игровой материал находятся в свободном доступе для детей. Педагоги внимательно следят за чистотой, исправностью и сохранностью материалов и оборудования. При формировании развивающей предметно - пространственной среды учитываются образовательные потребности и детей с ограниченными возможностями здоровья. Центры развития формируют с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, наполняют игрушками, дидактическими играми, пособиями, которые развивают крупную и мелкую моторику детей, особое внимание оказывается речевым центрам. В МБДОУ «Детский сад №8» оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья: музыкально-спортивный зал, прогулочные площадки. Музыкально-спортивный зал Организация работы специалистов в музыкально-спортивном зале ведется на основании утвержденного расписания. Зал предназначен для проведения занятий по музыке с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы с детьми, а также проведения праздников, развлечений, спектаклей, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников, для проведения утренней гимнастики, занятий физическому развитию, физкультурных праздников и досугов, соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников. В музыкальном зале в достаточном количестве имеются качественные музыкальные инструменты, дидактические пособия. Имеется наличие театральных костюмов и атрибутов, позволяющих организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: музыкальный зал оснащен цифровым пианино, музыкальным центром, ноутбуком, проектором и экраном. Созданная развивающая музыкально-предметная среда не только позволяет успешно реализовать программу музыкального воспитания дошкольников, но и способствует реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей. Для физической культуры имеются материалы и оборудование для двигательной активности детей, включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. Оборудование физкультурного зала включает разнообразный спортивный инвентарь и спортивные атрибуты для физического развития детей, а также оборудование для профилактики плоскостопия (массажные дорожки и др.), игровое спортивное оборудование (оборудование для игр с мячом и др.), разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.). Прогулочные участки На территории МБДОУ «Детский сад №8» находятся 6 прогулочных участков. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждого участка установлены веранды. Участки оснащены малыми архитектурными формами и игровым оборудованием. Прогулочные участки предназначены для проведения прогулки, наблюдения, игровой деятельности, трудовой деятельности с детьми, самостоятельной двигательной деятельности, индивидуальной работы, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А также проведения утренней зарядки (в соответствие с погодными условиями, в группах детей старшего дошкольного возраста). Спортивная площадка Для обеспечения разнообразной двигательной активности воспитанников в детском саду имеется спортивная площадка, которая нуждается в реконструкции (выравнивание поверхности, укладка резинового покрытия, обновление спортивного стационарного оборудования). В целях безопасности спортивная площадка не используется в полном объеме. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий по физическому развитию, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий. Спортивная площадка оборудована спортивными сооружениями для лазания, бега, ползанья, бревно гимнастическое – 2 ед., баскетбольная стойка – 1 ед., лабиринт – 1 ед., лесенка-лаз «Дуга» - 2 ед., лаз-лесенка - 1 ед., рукоход – 1 ед., турник для отжиманий – 1 ед., дуги для лазанья – 3 ед. Функциональное назначение объекта: проведение занятий по физическому развитию на открытом воздухе (в группах детей 5-6 лет, 6-7 (8) лет); спортивных праздников и развлечений на улице; проведение соревнований, в том числе с участием родителей (законных представителей) обучающихся. Площадка для изучения правил дорожного движения Имеется площадка с разметкой, предназначена для обучения детей правилам дорожного движения на которой проводятся занятия, практикумы и развлечения по правилам дорожного движения. На площадке нанесена разметка – «проезжая часть», «перекресток», «тротуар», «пешеходный переход». Для организации практических занятий с детьми используется выносное оборудование – рули, светофор и спецтехника. На территории детского сада разбиты цветники и клумбы. В теплый период года цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе. Здание МБДОУ «Детский сад №8» оборудовано системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях, оборудовано системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией. Учреждение оборудовано: «тревожной» кнопкой (кнопкой экстренного вызова полиции), сигнал которой выведен на пульт Вневедомственной охраны Росгвардии; датчиками срабатывания автоматической пожарной сигнализации; телефоном, системой видеонаблюдения. Согласно нормам пожарной безопасности, помещения детского сада оснащены: датчиками автоматической пожарной сигнализации, срабатывающими на задымление и повышение температуры; кнопками включения пожарной сигнализации (система оповещения), имеется прямая телефонная связь с диспетчером пожарной охраны. В необходимом количестве имеются первичные средства пожаротушения (огнетушители). В МБДОУ «Детский сад №8» установлен противопожарный режим, в системе проводятся мероприятия по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. Для отработки правильного поведения во время чрезвычайных ситуаций сотрудники и воспитанники участвуют в эвакуационных тренировках. В МБДОУ «Детский сад №8» разработаны паспорта дорожной безопасности и антитеррористической защищенности объекта (территории). В учреждение своевременно проводится ремонт мебели, санитарнотехнического оборудования, электрооборудования и осветительных приборов. Вывод: Материально-техническое состояние МБДОУ «Детский сад №8» и территории соответствует действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. Ремонтные работы и закуп необходимого оснащения производятся по мере финансовых возможностей. Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение В Детском саду имеется методическое обеспечение: программы, методические пособия, дидактический, демонстрационный материал, и др. Ежегодно в рамках имеющегося финансирования докупается: учебная, учебно-методическая, справочноэнциклопедическая, научно-популярная, художественная литература и учебно-наглядные пособия для обеспечения образовательного процесса в ДОУ. Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах МБДОУ «Детский сад №8». В каждой возрастной группе имеются необходимые учебно-методические пособия, рекомендованные для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью образовательной программы. В методическом кабинете была оформлена онлайн подписка на следующие периодические издания: «Музыкальный руководитель» - электронная версия, «Дошкольное воспитание» - электронная версия, «Справочник старшего воспитателя» - электронная версия, «Система образования» - электронная справочная система. В детском саду имеются: 4 компьютера (кабинет заведующего – 1 ед., методический кабинет – 1 ед., кабинет педагога-психолога 2 ед., ), 1 принтер (кабинет педагогапсихолога), 4 МФУ (кабинет заведующего – 2 ед., методический кабинет – 1 ед., кабинет заведующего хозяйством и кладовщика – 1 ед.), 4 ноутбука (кабинет заведующего – 1 ед., кабинет заведующего хозяйством и кладовщика – 2 ед., музыкально-спортивный зал – 1 ед.), 1 музыкальный центр, 1 музыкальная колонка, 1 телевизор, 2 проектора (музыкальноспортивный зал, группа «Сказка»), экран – 3 ед. (музыкально-спортивный зал, группа «Сказка», переносной), выход в интернет, 1 цифровое фортепиано. В методическом кабинете имеются условия для возможности организации совместной деятельности педагогов, но в ограниченном количестве участников, что обусловлено размером площади кабинета. Поэтому мероприятия, требующие весь педагогический состав детского сада, проходят музыкально-спортивном зале. Имеется потребность в техническом и компьютерном оборудовании для специалистов и воспитателей МБДОУ «Детский сад №8». Для информационного обеспечения всех участников образовательного процесса в ДОУ размещены информационные стенды: Безопасность дорожного движения; Пожарная безопасность; По охране труда; Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации; Профсоюзная жизнь; Информация для родителей; План-схема образовательного учреждения. С целью взаимодействия между участниками образовательного процесса (педагоги, родители, дети), обеспечения открытости и доступности информации о деятельности дошкольного образовательного учреждения, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ведется сайт МБДОУ «Детский сад №8» https://krepysh-rezh.tvoysadik.ru//, на котором размещена информация, определённая законодательством. Информация на сайте постоянно обновляется. Вывод: в МБДОУ «Детский сад №8» учебно-методическое обеспечение обновляется исходя из имеющегося финансирования, информационное и техническое обеспечение недостаточно, необходимо обеспечить педагогов автоматизированным рабочим местом для беспрепятственного доступа к сети интернет и образовательным ресурсам.