Краткая презентация образовательной программы МБДОУ Детский сад №8

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №8 «Крепыш»
Юридический адрес: 623753, Свердловская область, г. Реж, ул. Краснофлотцев, д. 2В
тел.: 8(34364)3-56-33 e-mail:krepysh_rezh@mail.ru, сайт: krepysh-rezh.tvoysadik.ru

Краткая презентация образовательной программы
МБДОУ «Детский сад № 8»
Программа ориентирована на детей в возрасте от 2 месяцев 8 лет до прекращения
образовательных отношений
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 8»
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №
1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и
федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28
декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие
нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
2

‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
‒ распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
‒ федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6
февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте
России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано
в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
‒ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
‒ Концепции развития дошкольного образования в Свердловской области на период
до 2025г.;
‒ Устав МБДОУ «Детский сад № 8»;
‒ Программа развития. МБДОУ «Детский сад № 8».
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на
основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.

3

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с
точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует
ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном
его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО),
ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и
его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне
зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие
детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные
образовательные

программы),

отобранные

с

учетом

приоритетных

направлений,

климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и
ориентированные на потребность детей и их родителей: Объем обязательной части Программы
составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками
образовательных отношений, не более 40%. Программа представляет собой учебнометодическую документацию, в составе которой:
‒ рабочая программа воспитания,
‒ режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
‒ календарный план воспитательной работы,
‒ программы с использованием УМК:
•

Программ: «ДЕТСТВО»; «Первые шаги», «Ладушки»

•

Парциальной программы «Расти, малыш» Н.В. Нищевой, Л.Б. Гавришевой, Ю.А. Кирилловой

•

Парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В. Нищевой

•

Парциальная программа «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова

•

Парциальная программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова

•

Парциальная программа Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3
до 8 лет.
4

•

Парциальная программа «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О. А. Трофимова, О. В.
Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская; Министерство образования и молодежной
политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития
образования».
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее
формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики
особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел Программы
включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей

для

всех

возрастных

групп

обучающихся

(социально-коммуникативное,

познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с
федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания. ‒ вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
‒ способов поддержки детской инициативы;
‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает
задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе
представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план
воспитательной работы.
Цель ФОП ДО
5

•

разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского
народа, исторических и национально-культурных традиций
•

Целью

реализации

части,

формируемой

участниками

образовательных

отношений, является процесс, который предполагает:
Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального
варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере
ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим
миром, помочь осознать своё место в нём. Цели Программы достигаются через решение
следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):
1)

обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых

результатов освоения образовательной программы ДО;
2)

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия;
3)

приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым

ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет

духовного

над

материальным,

гуманизм,

милосердие,

справедливость,

коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного
отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
4)

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка

в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей;
5)

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром;
6)

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на

основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

7)

здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных
качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребёнка,

его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование

предпосылок учебной деятельности;
8)

формирование

социокультурной

среды,

соответствующей

возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
9)

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышение

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
10)

обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и

начального общего образования;
11)

достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и

достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
Основными задачами, части формируемой участниками образовательных отношений
являются:
В области образования:
–

расширение

и

углубление

знаний

воспитанников

по

краеведению,

о

достопримечательностях города, социальным навыкам;
–

развитие интеллекта ребенка, формирование наглядно-образного мышления,

повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего
поколения;
–

знакомство с проблемами экологии в Свердловской области, на Урале и охраны

природы, охраны памятников истории, культуры.
В области воспитания:
-

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к

родному дому семье, детскому саду, городу;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства
сопричастности к ней;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и
7

толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям.) Программа рассчитана на дошкольное воспитание детей
разных возрастных групп:
-

с рождения до года (младенческий период);

-

от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);

-

- от 3 до 7 лет (дошкольный период).
В том числе Программа предусматривает работу с детьми категории детей с

ограниченными возможностями здоровья разных нозологий.
Коррекционно-развивающая работа и\или инклюзивное образование в МБДОУ
«Детский сад № 8» направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных
категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной
адаптации.

КРР

сопровождению

представляет
обучающихся,

собой

комплекс

включающий

мер

по

психолого-педагогическому

психолого-педагогическое

обследование,

проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также
мониторинг динамики их развития. КРР в МБДОУ «Детский сад № 8» осуществляют педагоги,
педагог-психолог, учитель-логопед.
Направления:
• профилактическое: проведение необходимой профилактической работы с детьми с
целью предупреждения проявления отклонений в развитии ребенка;
• диагностическое: раннее выявление и диагностика уровня интеллектуального развития
детей дошкольного возраста;
• коррекционно-педагогическое:

разработка

программ,

соответствующих

психофизическим и интеллектуальным возможностям детей;
• организационно-методическое: организация консультационно-методической помощи
воспитателям по вопросам обучения и воспитания дошкольников с проблемами в развитии;
• консультативно-просветительское: организация консультативно – просветительской
работы по пропаганде знаний из области коррекционной педагогики и специальной
психологии среди родителей;
• координирующее: ключевая позиция в комплексном сопровождении детей с
проблемами

в

развитии

принадлежит

воспитателю

подгруппы;

координирует

профессиональную деятельность педагог-психолог;
• контрольно-оценочное: анализ результативности комплексной коррекционной работы с
детьми дошкольного возраста, имеющих различные нарушения.
8

В ДОО разработана адаптированная программа коррекционно-развивающей работы
(далее – Программа КРР) в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО. Цели коррекционной
работы:
• Раннее выявление отклонений в развитии детей дошкольного возраста с целью
предупреждения вторичных отклонений;
• Коррекция имеющихся нарушений в развитии детей дошкольного возраста;
• Социальная адаптация и интеграция детей с отклонениями в развитии в среду
нормативно развивающихся сверстников.
Задачи КРР:
• определение особых (индивидуальных) образовательных потребностей обучающихся,
в том числе с трудностями освоения Программы и социализации в ДОО;
• своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными
различными причинами;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи
обучающимся с учетом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК) или психолого-педагогического консилиума
образовательной организации (ППК);
• оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной
психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного
возраста;
• содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию;
выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной сферы;
• реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению
или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Основные
участники реализации Программы:
педагоги, воспитанники, родители (законные представители).
К значимым для разработки и реализации Программы характеристикам мы относим:
•

количество групп, их направленность и предельная наполняемость;

•

кадровые условия

•

материально-техническое обеспечение

•

региональная специфика: наличие регионального государственного языка,

основные

национальности

(народы)

региона,

9

культурно-исторические

особенности,

география, климат, экономика и пр. (все указывать не обязательно, только то, что значимо для
вашей Организации)
•

специфика населенного пункта

•

социальное окружение, имеющиеся и потенциальные социальные партнеры.

•

достижения

Социальное окружение может оказать большое содействие работе детского сада,
поэтому важно проанализировать социальное окружение и имеющихся и потенциальных
социальных партнеров.
Задачи и содержание образования по образовательным областям
В

каждой

образовательной

области

сформулированы

задачи,

содержание

образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе
детей в возрасте от двух месяцев до восьми лет, а также результаты, которые могут быть
достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними. Планируемые
результаты реализации Программы Планируемые результаты в младенческом возрасте. К
одному году:
•

ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной

среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами,
начинает осваивать самостоятельную ходьбу;
•

ребёнок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры;

ребёнок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на
общение со взрослым;
•

ребёнок понимает речь взрослого, откликается на свое имя, положительно

реагирует на знакомых людей, имена близких родственников;
•

ребёнок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует

на слова, регулирующие поведение (можно, нельзя и другие);
•

ребёнок произносит несколько простых, облегченных слов (мама, папа, баба,

деда, дай, 8 бах, на), которые несут смысловую нагрузку;
•

ребёнок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; ребёнок

обнаруживает поисковую и познавательную активность по отношению к предметному
окружению;
•

ребёнок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения,

выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них;
•

ребёнок

эмоционально

реагирует

на

музыку,

прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов;

10

пение,

игры-забавы,

•

ребёнок ориентируется в знакомой обстановке, активно изучает окружающие

предметы, выполняет действия, направленные на получение результата (накладывает
кирпичик на кирпичик, собирает и разбирает пирамидку, вкладывает в отверстия втулки,
открывает и закрывает дверцы шкафа, рассматривает картинки и находит на них знакомые
предметы и тому подобное);
•

ребёнок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает

машинку, кормит собачку, качает куклу и тому подобное).
Планируемые результаты в раннем возрасте
К трем годам:
•

у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее

движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные
упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому
ориентирам;
•

ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет

простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому
подобное);
•

ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;

ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет
рядом;
•

ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится

проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
•

ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой,

самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой
последовательности продвигаться к цели;
•

ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,

простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами;
•

ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и

фразы за взрослым;
•

ребёнок

рассматривает

картинки,

показывает

и

называет

предметы,

изображенные на них;
•

ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется

в основных пространственных и временных отношениях; ребёнок осуществляет поисковые и
обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека,
11

его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о
населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
•

ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы

ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к
взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред
живым объектам;
•

ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые

танцевальные движения;
•

ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения

искусства;
•

ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и

конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему,
9 забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
•

ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия,

свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
•

ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает

за больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и
социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее
определяет цель («Я буду лечить куклу»).
Планируемые результаты в дошкольном возрасте
К четырем годам:
•

ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим

упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям
(бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
•

ребёнок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с

интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей
в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические
упражнения под музыку;
•

ребёнок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений,

сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы,
переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе;
•

ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и

тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах,
положительно влияющих на здоровье;
12

•

ребёнок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе

в первом лице;
•

ребёнок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и

сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно настроен в отношении других
детей;
•

ребёнок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с

определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует стремление к
положительным поступкам;
•
бытовой

ребёнок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и
деятельности,

владеет

элементарными

средствами

общения

в

процессе

взаимодействия со сверстниками; • ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного
поведения; осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего
окружения;
•

ребёнок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает

его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе
совместной деятельности;
•

ребёнок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме

шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и падеже, повторяет
за педагогическим работником (далее - педагог) рассказы из 3-4 предложений, пересказывает
знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого общения;
•

ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их

драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки,
стихотворения, эмоционально откликается на них;
•

ребёнок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми

взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые
распространенные предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
•

ребёнок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;

•

ребёнок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет

эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах ближайшего
окружения, 10 задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
•

ребёнок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;

демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств
предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами: проявляет
элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и умения сравнивать
13

предметы по этим характеристикам; ребёнок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим
людям;
•

ребёнок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте,

его названии, достопримечательностях и традициях;
•

ребёнок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой

природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства,
различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о
сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой,
положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе,
заботится о животных и растениях, не причиняет им вред;
•

ребёнок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации, строить

простую композицию с использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из
глины и теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные детали для
создания постройки с последующим её анализом;
•

ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые

произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы,
передает их в движении;
•

ребёнок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя

роль и действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметызаместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов;
•

ребёнок в дидактических играх действует в рамках правил, в театрализованных

играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические
движения.
К пяти годам:
•

ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,

действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата,
испытывает потребность в двигательной активности;
•

ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость,

ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные
движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием
играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в
самостоятельную деятельность;
•

ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно

охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;

14

•

ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной

гигиены, их правильной организации;
•

ребёнок выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, внимателен к

его словам и мнению, стремится к познавательному, интеллектуальному общению со
взрослыми: задает много вопросов поискового характера, стремится к одобряемым формам
поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по
примеру педагога проявляет сочувствие;
•

ребёнок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо»

и «пожалуйста»;
•

ребёнок

демонстрирует

стремление

к

общению

со

сверстниками,

по

предложению педагога может договориться с детьми, стремится к самовыражению в
деятельности, к признанию и уважению сверстников;
•

ребёнок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в 11

повседневной жизни; • ребёнок самостоятелен в самообслуживании;
•

ребёнок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям,

технике; отражает эти представления в играх;
•

ребёнок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в

совместный труд со взрослыми или сверстниками;
•

ребёнок инициативен в разговоре, использует разные типы реплик и простые

формы объяснительной речи, речевые контакты становятся более длительными и активными;
•

ребёнок большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами

эмоциональной и речевой выразительности;
•

ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью

взрослого составляет описательные рассказы и загадки;
•

ребёнок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает

литературные тексты, воспроизводит текст;
•

ребёнок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том,

как он был создан;
•

ребёнок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе

познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией; охотно сотрудничает со
взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной;
отличается высокой активностью и любознательностью;
•

ребёнок активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности

объектов природы, обследовательские действия; объединяет предметы и объекты в видовые
категории с указанием характерных признаков;
15

•

ребёнок задает много вопросов поискового характера, включается в деятельность

экспериментирования, использует исследовательские действия, предпринимает попытки
сделать логические выводы;
•

ребёнок с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях, достижениях,

семье, семейном быте, традициях; активно участвует в мероприятиях и праздниках,
готовящихся в группе, в ДОО, имеет представления о малой родине, названии населенного
пункта, улицы, некоторых памятных местах;
•

ребёнок имеет представление о разнообразных представителях живой природы

родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в
жизни природы, явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует, положительно
относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится
самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их;
•

ребёнок владеет количественным и порядковым счетом в пределах пяти,

умением непосредственно сравнивать предметы по форме и величине, различает части суток,
знает их последовательность, понимает временную последовательность «вчера, сегодня,
завтра», ориентируется от себя в движении; использует математические представления для
познания окружающей действительности;
•

ребёнок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально

откликается на отраженные в произведениях искусства действия, поступки, события;
•

ребёнок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,

театрализованной деятельности, используя выразительные и изобразительные средства;
•

ребёнок

использует

накопленный

художественно-творческой

опыт

в

самостоятельной деятельности, с желанием участвует в культурно-досуговой деятельности
(праздниках, развлечениях и других видах культурно-досуговой деятельности);
•

ребёнок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя

разнообразные материалы, владеет техническими и изобразительными умениями;
•

ребёнок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу игры,

активно использует предметы-заместители, предлагает игровой замысел и проявляет
инициативу в развитии сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в
создании игровой обстановки;
•

ребёнок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет интерес к

результату, выигрышу; ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия» в
режиссерских играх.
К шести годам:

16

•

ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной

активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим
прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет
представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
•

ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,

демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет
упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении
несложных комбинаций из знакомых упражнений;
•

ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь

внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру;
•

ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в

процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
•

ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание,

утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие);
мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
•

ребёнок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно вступает

в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к
незнакомым людям, при общении со взрослыми и сверстниками ориентируется на
общепринятые нормы и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и
привязанность к родителям (законным представителям), демонстрирует уважение к педагогам,
интересуется жизнью семьи и ДОО;
•

ребёнок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и

сверстников, учитывает их в своем поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке
поступков опирается на нравственные представления;
•

ребёнок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда и

профессий, бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых, стремится
участвовать в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со
сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
•

ребёнок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает правила

безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует умения правильно и
безопасно пользоваться под присмотром взрослого бытовыми предметами и приборами,
безопасного общения с незнакомыми животными, владеет основными правилами
безопасного поведения на улице;
•

ребёнок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать

очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в общении и
17

деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает и понимает взрослого,
действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным
действиям;
•

ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания

загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства,
демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и
понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное
отношение к произведениям определенной тематики и жанра;
•

ребёнок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за

рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления
о социальном, предметном и природном мире; ребёнок устанавливает закономерности
причинно-следственного

характера,

приводит

логические

высказывания;

проявляет

любознательность;
•

ребёнок использует математические знания, способы и средства для познания

окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям
анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя 13
предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в
пространстве и времени;
•

ребёнок знает о цифровых средствах познания окружающей действительности,

использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасного обращения с ними; • ребёнок
проявляет познавательный интерес к населенному пункту, в котором живет, знает некоторые
сведения о его достопримечательностях, событиях городской и сельской жизни; знает название
своей страны, её государственные символы;
•

ребёнок имеет представление о живой природе разных регионов России, может

классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и
потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года,
соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно
относится к ним;
•

ребёнок проявляет интерес и (или) с желанием занимается музыкальной,

изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры, формы в музыке,
изобразительном и театральном искусстве; проявляет музыкальные и художественнотворческие способности;
•

ребёнок принимает активное участие в праздничных программах и их

подготовке; взаимодействует со всеми участниками культурно-досуговых мероприятий;

18

•

ребёнок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации, лепки,

постройки, создает образы и композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и
средства выразительности, использует разнообразные материалы;
•

ребёнок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой

деятельности, умеет предложить и объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе
разных событий, создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской
игре;
•

ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим и

познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами действует в точном
соответствии с игровой задачей и правилами.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы
К концу дошкольного возраста:
•

у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества;

•

ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может

контролировать свои движение и управлять ими;
•

ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной

гигиены;
•

ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие,

основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает
простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
•

ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; ребёнок

проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей
двигательной деятельности;
•

ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе

занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
•

ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в

двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и
сохранить его;
•

ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к

своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим
людям;
•

ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в

различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
•

ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и
19

дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными
способами;
•

ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения,

регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в
конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребёнок стремится
сохранять позитивную самооценку;
•

ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда,

другим людям и самому себе;
•

у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;

•

ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию

(сочувствие, сопереживание, содействие);
•

ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в

социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
•

ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и

личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов
детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
•

ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми

и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения,
владеет коммуникативно-речевыми умениями;
•

ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения

различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам
познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения,
оценивает поступки литературных героев;
•

ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в

котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики,
истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национальнокультурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
•

ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и

сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности,
использует основные культурные способы деятельности;

20

•

ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые

представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о
многообразии стран и народов мира;
•

ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о

количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять,
сравнивать, вычислять и тому подобное;
•

ребёнок

имеет

разнообразные

познавательные

умения:

определяет

противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства
проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию,
некоторые цифровые средства и другое;
•

ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях

живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях
живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных
изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный
познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает
способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
•

ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов

искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной
деятельности;
•

ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе

знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об
искусстве;
•

ребёнок

владеет

умениями,

навыками

и

средствами

художественной

выразительности в 15 различных видах деятельности и искусства; использует различные
технические приемы в свободной художественной деятельности;
•

ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих

работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных
проектах;
•

ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для

наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и
композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
•

ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и

реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе
реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает

21

разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами
партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
•

ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к

развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может
объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным
выполнением правил всеми участниками;
•

ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение

конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и
элементы готовности к школьному обучению.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Итоговые результаты освоения части, формируемой участниками образовательных
отношений (целевые ориентиры).
–

Любознательный,

активный.

Задает

вопросы

поискового

характера.

Интересуется новым неизвестным в окружающем мире. Называет и показывает Урал на карте,
показывает свой город, отмечает их уникальность. Отгадывает и сочиняет описательные
загадки о предметах и объектах природы. Узнает на картинках и называет растения,
занесенные в Красную книгу.
-Эмоционально-отзывчивый. Проявляет устойчивый интерес к познанию города Реж.
Знает стихи, легенды о достопримечательностях Урала и Свердловской области, города Реж.
Уважает труд взрослых разных профессий. Вместе со взрослыми выполняет доступные
задания. Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам легенд,
историй, рассказов. Мотивирует свое отношение к городу и его районам.
–

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и

сверстниками.
-

Отражает знания о городе Реж, в небольших связных рассказах, в выразительной,

музыкально-театрализованной деятельности. Составляет несложные рассказы с помощью
иллюстраций.
-

Способен решать интеллектуальные и личностные задания, адекватные возрасту.

-

Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью

наглядной модели.
–

Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке,

постройке, рассказе
–

Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, и природе.

22

–

Может делать несложные «открытия» в процессе познания растительного и

животного мира родного города, района. Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию
взрослого, при затруднении обращается за помощью к взрослому.
Таким образом, цель внедрения в МБДОУ «Детский сад № 8» регионального
компонента в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных
и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые
проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям
других национальностей. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
-

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышение

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и
укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
-

обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО

и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1)

информирование родителей (законных представителей) и общественности

относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2)

просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,

психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья,
развития и образования детей;
3)

способствование развитию ответственного и осознанного родительства как

базовой основы благополучия семьи;
4)

построение

взаимодействия

в

форме

сотрудничества

и

установления

партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого,
раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5)

вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживается
следующих принципов:
1)

приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с

Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть

23

преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
2)

открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна

актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей
(законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между
педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об
особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
3)

взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях

педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на
общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и
разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны
родителей (законных представителей) в интересах детей;
4)

индивидуально-дифференцированный

подход

к

каждой

семье:

при

взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности
родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к
педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных
представителей) в совместное решение образовательных задач;
5)

возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия

необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными
представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и
раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким
направлениям:
1)

диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о

семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;
об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а
также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
2)

просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных

представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития
детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов
обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной
информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах
24

господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях
реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО;
содержании и методах образовательной работы с детьми;
3)

консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей

(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам
организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и

родителей

(законных

представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий;
поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных
проектов ДОО совместно с семьей. Особое внимание в просветительской деятельности ДОО
уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с
родителями (законными представителями):
1)

диагностико-аналитическое

направление

реализуется

через

опросы,

социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы
с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые
просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
2)

просветительское

и

консультационное

направления

реализуются

через

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары- практикумы,
тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и
другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей
(законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных
представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты
ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии,
выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.
Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные
спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными
25

традициями

и

другое.

Для

вовлечения

родителей

(законных

представителей)

в

образовательную деятельность используются специально разработанные (подобранные)
дидактические материалы для организации совместной деятельности родителей (законных
представителей) с детьми в семейных условиях в соответствии с образовательными задачами,
реализуемыми в ДОО. Эти материалы должны сопровождаться подробными инструкциями по
их использованию и рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом
возрастных особенностей). Кроме того, необходимо активно использовать воспитательный
потенциал семьи для решения образовательных задач, привлекая родителей (законных
представителей) к участию в образовательных мероприятиях, направленных на решение
познавательных и воспитательных задач. Незаменимой формой установления доверительного
делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных
представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы
ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути
их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их
консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для
конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий, которые могут быть
предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей
ребёнка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и
способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач.
Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам
ДОО устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными
представителями), эффективно осуществлять просветительскую деятельность и достигать
основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей
дошкольного возраста.

26

Powered by TCPDF (www.tcp df.o rg)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».