Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Крепыш»
Юридический адрес: 623753, Свердловская область, г. Реж, ул.Краснофлотцев, д. 2В
тел.: 8(34364)3-56-33 e-mail:krepysh_rezh@mail.ru, сайт: krepysh-rezh.tvoysadik.ru
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
«ТВОРЧЕСТВО КАК ПУТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №8
«КРЕПЫШ»
на 2021-2025 год
Реж, 2021 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................................................................................ 3
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ .................................................................................................................................................................... 4
АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ДОУ ........................................................................................................................................................... 11
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОУ .............................................................................................................................................................................. 19
СИСТЕМА ОРИЕНТИРОВ РАЗВИТИЯ ДОУ .......................................................................................................................................................... 21
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ............................................................................................................................................ 23
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные реалии в пространстве дошкольного образования задают новые стандарты качества образования, требования к его
содержанию и результатам. Одним из актуальных ориентиров качества дошкольного образования является развитие творческой личности в
образовании и воспитании подрастающего поколения.
В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным
нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Это связано с происходящим в последнее время ростом объема
информации, необходимостью изменений подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и
способности воспитанников. Приоритетность развития творческих способностей и детской инициативы подчеркнута в «Законе об образовании
в Российской Федерации» и Федеральном государственном стандарт дошкольного образования. Проблемный анализ состояния и тенденций
развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Крепыш» (далее – ДОУ) показывает на
необходимость разработки документа, содержащего стратегию изменений, обновления содержания образовательной деятельности,
управления дошкольной образовательной организацией. Таким инструментом, позволяющим спроектировать развитие учреждения и
обеспечить гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход образовательного сообщества ДОУ в новое
качественное состояние является программа развития ДОУ (далее – Программа).
С 2019 года, в Российской Федерации реализуется Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение
двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций. Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление
его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их
переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. В Программе
развития ДОУ были отражены компоненты и целевые ориентиры, закрепленные в Национальном проекте «Образованеи».
3
Название программы
развития
Основания для
разработки
Программы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития МБДОУ «Детский сад № 8»
Федеральный уровень
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
(одобрена Правительством Российской Федерации 1 октября 2008 года, протокол №36).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы».
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»
5. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ
14 ноября 2013 г., № 30384).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 г.
№ 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам
дошкольного образования».
8. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования».
11. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных
образовательных услуг».
4
12. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования
и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-10 «О Плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного
образования» (далее – План действий по обеспечению введения ФГОС ДО (№ 08-10).
13. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382
«О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных
программ в соответствие с ФГОС ДО».
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О соблюдении
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования».
15. Письмо Министерства образования и науки России от 27.09.2012 № 08-406 «Об организации семейных
дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ».
16. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в
сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10.2013 № 08-1408;
17. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный Советом при Президенте Российской
Федерации по стратегическом развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16)
18. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования".
Региональный уровень
1. Закон Свердловской области от 15 июля 2013года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области» (в ред.
Законов Свердловской области от 17.10.2013 N 97-ОЗ, от 30.06.2014 N 65-ОЗ, от 14.07.2014 N 73-ОЗ, от
10.10.2014 N 87-ОЗ, от 05.11.2014 N 96-ОЗ, от 17.12.2014 N 120-ОЗ, от 27.05.2015 N 44-ОЗ, от 20.07.2015 N 89ОЗ, от 28.10.2015 N 128-ОЗ). Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года.
Муниципальный уровень
1. Муниципальная программа «Развитие системы образования в Режевском городском округе до 2024
года».
2. Постановление Администрации Режевского городского округа от 08.11.2018 № 2228.
5
Разработчики
Программы
Назначение
программы развития
Цель программы
развития
Задачи программы
развития
Сроки реализации
Программы
Перечень
подпрограмм
Программы развития
Заведующий ДОУ Кукарцева О.В.,
Старший воспитатель ДОУ Чепчугова К.С.,
Педагогический коллектив ДОУ.
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного
учреждения на основе государственного и социального заказов и рефлексивного анализа имеющихся ресурсов.
Программа характеризует тенденции изменений, главные направления обновления содержания образования и
организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.
Создание в детском саду условий для повышения качества образования, которое обеспечивает успешную
социализацию воспитанников в процессе сотворчества детей, педагогов и родителей.
создать условия для развития кадрового потенциала в соответствии с профессиональным стандартом педагога
дошкольного образования;
создать условия для развития информационно-образовательной среды ДОУ, развивающей предметнопространственной среды ДОУ, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности;
разработать механизм позитивной социализации включения детей с ОВЗ;
разработать механизмы включения образовательного пространства семьи в образовательный процесс ДОУ как
условие обеспечения индивидуального развития ребенка.
Программа реализуется в период
2021-2025 гг.
1 этап - аналитико-проектировочный (2021-2022 гг.): анализ имеющихся ресурсов, поиск условий для
реализации программы, информационная подготовка участников образовательного процесса и начало
выполнения Программы.
2 этап – внедренческий (2022-2023 гг.): – апробация новшеств, внедрение их в текущую работу ДОУ,
коррекция отдельных направлений работы.
3 этап – коррекционно-прогностический (2023-2025 гг.): подведение итогов и соотнесение результатов
деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Программы.
Программа реализуется через комплекс подпрограмм:
- «Методическая поддержка»
- «Детское творчество»
- «Ресурсное обеспечение»
- «Сетевое взаимодействие»
6
Источники
финансирования
Ожидаемые
результаты
– средства бюджета УО;
– средства областного бюджета;
– средства федерального бюджета;
– внебюджетные средства ДОУ.
Ожидаемые результаты
• высокий уровень удовлетворенности качеством образования в ДОУ субъектами образовательных отношений:
родителями, педагогами;
• созданная система управления качеством образования в ДОУ, соответствующая новым подходам к контролю
качества образования на всех уровнях;
• качественные изменения в профессиональных позициях педагогов, формах и методах их взаимодействия с детьми,
родителями, сообществом;
• организованная образовательная среда, обеспечивающая развитие способностей и индивидуальности ребёнка,
являющаяся посредником в личностно - развивающем взаимодействии между взрослыми и детьми;
• сформированная у родителей устойчивая мотивация к активному взаимодействию со всеми субъектами
образовательных отношений;
• информатизация процесса образования (качественное функционирование сайта МБДОУ, повышение
профессиональной компетентности сотрудников в процессе овладения компьютерными технологиями;
• стабильно функционирующая система социального партнерства с целью повышения качества образования,
обеспечения внедрения инноваций в образовательный процесс ДОУ.
Целевые показатели Программы
удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством образовательной деятельности ДОУ:
- увеличение доли родителей воспитанников ДОУ, удовлетворенных материально-техническим обеспечением: 90%
- увеличение доли родителей воспитанников ДОУ, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных
услуг: 90%
- увеличение доли родителей воспитанников ДОУ, позитивно оценивающих динамику развития ребенка в ДОУ:
85%
- увеличение доли родителей воспитанников ДОУ, позитивно оценивающих отношение ребенка к ДОУ: 90%
- увеличение доли родителей воспитанников ДОУ, позитивно оценивающих рекомендации воспитателя, связанные
с образованием (развитием) ребенка: 85%
- увеличение доли родителей воспитанников ДОУ, удовлетворенных компетентностью педагогов ДОУ: 90-100%
7
АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Анализ факторов внешней среды
Анализ тенденций в определении результатов дошкольного образования
Персонализация образования: ребенок себя максимально реализует, выстраивает персональные образовательные траектории.
Возрастает роль педагога, который понимает, как помочь найти тот вид деятельности, в котором ребенок расцветает, проявляется,
реализуется. Ребенок получает общее образование по тем каналам, которыми природа его одарила в большей степени. Это и творчество,
и исследовательская работа, и спорт и т. д. И тут на первый план выходит поиск этого индивидуального направления образования,
индивидуализация и персонализация, а с теми техническими средствами и возможностями, которые сейчас есть, это уже не проблема.
Современное производство может быть конкурентоспособным, только если технологии меняются часто и быстро: через каждые три пять лет, в течение трех-шести месяцев производство должно обновляться. Значит, в течение жизни работник такого производства
обязан менять свои профессиональные навыки не единожды и не дважды. Способность менять свою роль, свою позицию
применительно к другим обстоятельствам формируется в дошкольном возрасте.
Личные качества становятся важными результатами образования. Коммуникативность, умение сотрудничать, чувство юмора и т.д.
формируются в дошкольном возрасте через различные виды деятельности: проектную, игровую, а также через самоопределение, выбор
и т. д. Если у работника отсутствуют эти необходимые личные качества, то, несмотря на хорошее знание технологии,
профессиональный результат будет ограничен.
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для ДОУ внешней социальной среды
Из проведенного анализа состояния и прогноза тенденций изменения основных факторов внешней социальной среды (политические,
экономические, социальные, технологические, образовательные, правовые и др.) и их влияние на работу детского сада можно сделать
следующие выводы для стратегии развития ДОУ:
1. Действия правовых, социальных, технологических факторов создает для развития ДОУ следующие благоприятные возможности:
использование родительского потенциала, повышение компетентности педагогических кадров, индивидуализация образования.
Для использования этих возможностей предполагается
Возможности
Использование в развитии ДОУ
Влияющие
факторы
В России создана современная, институциональная, основа
Обеспечение самостоятельности ДОУ в выборе
правовые
образовательной политики. Современный закон «Об
конкретных ориентиров результативности образования,
образовании», устанавливает самостоятельность
возможность интенсивно работать со своим сообществом в
образовательных организаций, сетевое образование,
соответствии с его потребностями
8
социальные
технологические
общественное управление. Современные федеральные
государственные образовательные стандарты ориентированы
на развитие ребенка, рамочность результатов.
Высокая образовательная мотивация семей. Семейная
образовательная стратегия стала охватывать двадцатилетнюю
перспективу – от детского сада до окончания вуза, в отличие
от недавнего времени, когда в понятие социальной нормы
дошкольное образование не включалось. Теперь же
независимо от статуса семьи, ее доходов, места проживания
подавляющее большинство родителей считает, что ребенка
надо отдать в детский сад «для социализации». Стали
привычными усилия для поступления в хорошую школу,
стремление поступить в университет. Укрепление установки
на получение образования следует признать необратимой
тенденцией.
Коммуникационный взрыв в образовании, развитие
электронных средств.
Формирование родительского сообщества, включение в
образовательный процесс ДОУ
Модернизация подготовки педагогических кадров на
основе
дистанционных форм, сетевого взаимодействия.
Обеспечение индивидуализации образования на основе
раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка,
его самореализации, построении индивидуальных
образовательных программ.
2. Действия социальных, управленческих, экономических и др. факторов создают ограничения, препятствия, барьеры для развития ДОУ.
Для их преодоления предполагается:
Влияющие
Ограничения
Преодоление ограничения
факторы
экономические Система оплаты труда, основанная на поощрении качественных Создание внутренних механизмов оценки качества труда
результатов труда педагогов, могла бы в теории повлиять на педагогов за счет внебюджетного финансирования.
результативность ДОУ, но механическое выполнение
соответствия средней зарплаты педагога средней зарплате по
региону превращает стимулирующую часть фонда оплаты труда
в источник «выравнивания» зарплаты.
9
социальные
Консерватизм семей и педагогов в отношении задач и Просвещение
содержания образования. Стейкхолдеры (ключевые участники общественности.
образовательного
процесса)
ориентированы
на
фундаментальность образования, превалирование предметных
знаний и готовы мириться со слабым развитием таких
компетенций, как самостоятельность, ответственность, умение
делать выбор, работать в команде, становиться лидером,
принимать решения.
родительской,
педагогической
3. Действие управленческих, образовательных, социальных, правовых факторов создает следующие угрозы, опасности, риски для
развития ДОУ
Влияющие
Угрозы, опасность, риски
Их
избежание,
минимизация,
нейтрализация,
факторы
компенсация
Архаичный, бюрократизированный, основанный на большом
Стандартизация, автоматизация данных на уровне ДОУ
управленческие
количестве отчетности способ управления образованием.
Разработка внутренней системы оценки качества
образовательные Формализация образования под флагом его стандартизации.
Образование становится формально оцениваемой услугой.
Снижение уровня доверия – как вертикального, так и Разработка внутреннего стандарта качества труда педагога
социальные
горизонтального. Применение правил и норм контроля
эффективности труда, которые ранее не применялись в
педагогических профессиях (новое понимание принципа
«деньги в обмен на качество труда»).
Разрыв нормативных условий и практики: местные органы Увеличение доли внебюджетного финансирования
правовые
власти игнорируют закрепленное в законе распределение
компетенций и диктуют подведомственным организациям свою
волю.
10
АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ДОУ
Нормативно-правовые условия
ДОУ в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального,
локального уровней.
Общие сведения о воспитанниках ДОУ в 2021 году
В ДОУ функционирует 6 групп. В составе воспитанников доля детей с ОВЗ – 11., по заключению ТПМПК это дети с нарушением речи - 10
чел., с нарушением зрения- 1 чел.
Структура и органы управления образовательной организацией
Структура управления ДОУ соответствует уставным требованиям, направлена на организацию взаимодействия всех структурных
подразделений ДОУ, охватывает все направления деятельности для обеспечения необходимых результатов. Учредителем ДОУ выступает
Управление образования Администрации Режевского городского округа, которые в пределах своей компетенции принимает участие в
управлении ДОУ. Учреждение самостоятельно в формировании своей структуры. Управление учреждением осуществляется в соответствии с
законодательством РФ, нормативно-правовыми актами, действующими на территории Свердловской области и УО, Уставом ДОУ на основе
сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления учреждения являются: общее собрание
работников ДОУ, Педагогический совет, Совет родителей. Текущее руководство деятельностью учреждения осуществляет заведующий,
действующий в соответствии с законодательством РФ, должностной инструкцией, трудовым договором и Уставом ДОУ. Заведующий
занимается вопросами развития ДОУ, финансово-хозяйственной политикой, принимает кадровые решения, отвечает за согласованную работу
всех подразделений ДОУ, взаимодействует с органами управления образования, родительской общественностью.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного
образования, адаптированной основной общеобразовательной программой ДОУ. Они разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного
образования, с учетом рекомендованной Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования и Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
11
Проблемно-ориентированный анализ ситуации развития ДОУ
Система управления и нормативно-правового обеспечения
Актуальное состояние. В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным учреждением было
выявлено, что для осуществления инновационной деятельности ДОУ требуется изменение традиционной управленческой системы,
расширения общественного характера управления учреждением, смещение приоритетов с управления отдельными людьми на управление с
помощью инициативных и творческих групп (командного менеджмента), в том числе по обновлению нормативного обеспечения ДОУ с учетом
изменений законодательства.
Проблемное поле. Трудности перехода на государственно-общественное управление, связанные с неготовностью коллектива и
общественности принять на себя управленческий функционал в объеме, предусматриваемом законодательными актами, определяющими
деятельность органов государственно-общественного управления. Необходимость корректировки нормативно-правового сопровождения при
переходе на новую модель управления образовательным учреждением.
Перспективы развития. Стабилизация системы управления за счет расширение общественного участия в управлении ДОУ.
Совершенствование локальной нормативно-правовой документации, обеспечивающей управляемость ДОУ.
Возможные риски. Пересмотр и уточнение нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровня, что
повлечет за собой изменение локальных актов. Низкая мотивация отдельных членов инициативных групп на результат и работу в команде.
Кадровый потенциал
Актуальное состояние. Штат ДОУ укомплектован педагогическими кадрами на 100%. Административный персонал включает 1 штатную
единицу, штат педагогических работников состоит из 15 человек. За последние два года произошло обновление педагогических кадров за счет
притока педагогов с малым педагогическим стажем работы, поэтому при достаточно высоком образовательном уровне педагогов наблюдается
низкий процент аттестованных педагогов. Анализируя активность педагогов по распространению педагогического опыта, отмечается низкая
мотивация и неуверенность педагогов в своих силах для участия в профессиональных конкурсах и публикационной деятельности. Часть
педагогов (50% от общего числа) имеют потенциал к работе в инновационном режиме, ясно формулируют цели и задачи профессионального
развития. В педагогическом коллективе сконцентрированы педагоги, ориентированные на реализацию программ и технологий развития
творческих и социально-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Проблемное поле. Необходимость адресной поддержки молодых педагогов и педагогов с большим стажем работы. Выстраивание
индивидуальной траектории развития профессиональных компетенций педагогов позволит повысить мотивацию к труду, предотвратить
профессиональное выгорание и эмоциональное истощение, активизировать участие педагогов в мероприятиях по представлению опыта
работы.
Перспективы развития. Обучение педагогов по программам дополнительного профессионального образования на основе повышения
вариативности тематики. Повышение статуса отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом в результате прохождения
12
педагогами процедуры аттестации на квалификационные категории. Привлечение педагогов к участию в профессиональных конкурсах и
представлению опыта работы на мероприятиях различного уровня.
Возможные риски. Профессиональное выгорание коллектива ДОУ. Эпизодическая вовлеченность педагогов ДОУ в методические
мероприятия муниципального уровня. Недостаток финансирования на повышение квалификации педагогов.
Анализ образовательной системы
Актуальное состояние. На данный момент, в образовательный процесс ДОУ частично внедрены здоровьесберегающие технологии, а также
технологии развития познавательных и творческих способностей детей: ТРИЗ технология, технологии проектного и проблемного обучения.
Реализация современных образовательных программ и технологий в образовательном процессе. Обеспечение качества образования и
обновление его содержания в ДОУ достигается за счет внедрения современных образовательных программ и технологий.
Поддержка талантливых и одаренных детей. В ДОУ частично созданы условия для выявления и поддержки талантливых детей, их участия
в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня. С 2021 года количество детей – участников детских конкурсов различного
уровня возросло по сравнению с 2020 годом на 32%, доля победителей творческих конкурсов составила - 30%.
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ОВЗ
В ДОУ налажены связи с ТПМПК, в течение 2020-2021 учебного года была организована работа подготовительной группы компенсирующей
направленности.
Развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в данный момент частично
создана для полноценной реализации задач образовательной программы ДОУ. За последние два года обновлены дополнены игровое и
развивающее оборудование и дидактические пособия, в том числе для детского творчества (наборы лего-конструирования, деревянные и
пластиковые конструкторы).
Взаимодействие с родителями. По данным анализа выявлена позитивная динамика сотрудничества с родителями (законными
представителями) и высокая заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ (совместных детскородительских проектах, конкурсах). По материалам опросов семей выявлена потребность в расширении дополнительных образовательных
услуг в ДОУ.
Проблемное поле. Преобладание обучающих занятий с детьми в ущерб развивающим затрудняют успешную социализацию детей, развитию
инициативности и активной деятельностной позиции у детей. Недостаточно разнообразны реализуемые технологии социальнокоммуникативного и творческого развития детей.
Перспективы развития. Смещение в образовательной деятельности ценностных приоритетов с обучающих занятий на совместную
развивающую и творческую деятельность, развитие социальных компетенций и детских инициатив с применением социоигровых технологий.
Необходимо совершенствование условий для творческой самореализации детей в процессе их подготовки и участия в творческих и
интеллектуальных очных конкурсах различного уровня.
13
Возможные риски. Увеличение количества воспитанников с ОВЗ. Лимит времени родителей (законных представителей) для участия в
образовательных проектах ДОУ. Снижение финансирования образовательных проектов, в том числе для организации развивающей
предметно-пространственной среды.
Анализ ресурсных возможностей
Методическая служба
Актуальное состояние. Методическая служба ДОУ нацелена на повышение компетентности педагогов с учетом их профессиональных
потребностей и интересов, позволяет реализовать творчество и инициативу каждого педагога в мероприятий активно-деятельностного
характера: мастер-классов, деловых игр, семинаров-практикумов.
Проблемное поле. Низкая активность педагогов в работе творческих и инициативных групп. Слабая мотивация самообразования педагогов и
низкая публикационная активность.
Перспективы развития. Совершенствование структуры методической службы ДОУ за счет создания творческих групп педагогов и
расширения связей с муниципальными методическими структурами. Непрерывное обновление методического инструментария,
поддерживающего деятельность педагогов ДОУ. Целенаправленное участие педагогов в профессиональных конкурсах, что позволит
обобщить и транслировать позитивный педагогический опыт.
Возможные риски. Снижение актуальности тематики методической работы. Усиление требований со стороны проверяющих органов к
уровню образования педагогов. Текучесть кадров.
Информационно-коммуникационные ресурсы
Актуальное состояние.
Деятельность ДОУ не обеспечена в полной мере современными информационными ресурсами. С 2017 года официальный сайт ДОУ переведен
на новую платформу, информационная среда сайта ДОУ соответствует нормативным требованиям и социальным запросам, систематически
дополняется актуальной информацией о деятельности учреждения. Для интерактивного общения педагогов с родителями и коллегами на сайте
ДОУ созданы тематические странички. Обеспечен доступ к внешним информационным ресурсам в сети интернет. Информационное
пространство ДОУ обновлено, оформлены информационные стенды с общей и тематической информацией в холлах и группах ДОУ. Связь
дошкольного учреждения со средствами массовой информации находится на недостаточном уровне, деятельность дошкольного учреждения
не освещается, используя возможности СМИ и издателей для транслирования передового педагогического опыта.
Перспективы развития. Использование информационно-коммуникативного обеспечения позволит освоить современное программные
продукты для образовательных организаций, оптимизировать труд педагогов, создать информационные базы данных (методические каталоги,
копилки, персональные сайты и т.п.) и, в итоге, внедрить педагогические технологии дошкольников с применением современных электронных
14
устройств. Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению имиджа ДОУ среди заинтересованного населения; обеспечит
возможность для транслирования педагогического опыта, накопленного в ДОУ.
Возможные риски. Недостаточное финансовое обеспечение для приобретения необходимого количества оборудования и оплаты труда для
его установки, наладки и технического обслуживания. Высокая загруженность педагогов и, как следствие, ограниченность времени для
освоения нового программного обеспечения.
Материально-техническая база
Актуальное состояние.
Детский сад – отдельно стоящее здание, расположенное внутри района. Территория детского сада оснащена игровыми площадками, которые
нуждаются в реконструкции. Спортивное оборудование не размещено. Инфраструктура ДОУ не позволяет в полном объеме реализовать ООП
ДО и АООП ДО на высоком уровне.
Перспективы развития. Возможность обновления и пополнения материально-технической базы за счет бюджетного финансирования, а
также дополнительных источников финансирования, в том числе путем расширения спектра дополнительных платных образовательных услуг.
Возможные риски. Снижение уровня бюджетного финансирования на совершенствование материально-технической базы. Увеличение
стоимости оборудования, игр, игрушек, методического обеспечения.
Финансово-экономические ресурсы
Актуальное состояние.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания ДОУ позволил вывить, что зданию требуются постоянные ремонтные работы.
Перспективы развития. Поиск дополнительных источников финансирования для развития образовательной деятельности ДОУ.
Возможные риски. Выделяемый объем финансирования недостаточен для обновления материально-технической базы ДОУ.
Сильная сторона
Фактор
развития ДОУ
Модернизация
Использование
содержательной и информационных
SWOT - анализ потенциала развития.
SWOT- анализ внутренних факторов развития ДОУ
Слабая сторона
Перспективы развития
Недостаточная
осведомлённость
Создание
информационного
педагогов пространства в ОУ, которое будет
15
Возможные риски
Быстрый
переход
на
компетентностную
модель
технологической
сторон
образовательного
процесса.
Личностный рост
участников
образовательного
процесса
ресурсов
сайтов
и
порталов.
Наличие у большинства
педагогов
интернет
публикаций и страниц в
информационнообразовательных
порталах.
Высокий
потенциал
педагогических
работников
и
положительное
отношение
к
изменениям.
Работоспособность
коллектива.
Достаточная
квалификация педагогов.
Апробированная система
работы с детьми
в
проектной деятельности.
Вовлечение
большого
количества
детей
в
дополнительную
образовательную
деятельность. Участие в
конкурсах
различного
уровня.
Творческие
группы
педагогов, способных к
изменениям
своей
профессиональной
деятельности.
об основных направлениях
развития образования.
способствовать повышению не
только
информированности
педагогов,
но
и
их
профессиональной
компетентности.
Обучение
педагогов
новым
образовательным технологиям,
их внедрение в практику работы.
Традиционная направленность
деятельности
педагогов,
недостаточное
стремление
интегрировать
свою
деятельность
и
создавать
совместные
творческие
проекты.
Ориентированный
подход
к
содержанию
образования
и
оценка
достижений воспитанников.
Возможности
свободного
выбора и самореализации в
образовательном
процессе.
Мотивация
на
разработку Недостаточный
уровень
индивидуальных и совместных мотивации
у
участников
творческих проектов в рамках образовательного процесса
работы.
Создание
культурнообразовательного пространства как
условие
личностной
самореализации и проявления
детской инициативы.
Технологии
развивающего
и
дифференцированного обучения.
Мониторинг компетентностей и
личностных качеств,
приобретённых дошкольниками в
образовательном процессе.
Расширение
спектра
образовательных услуг, внедрение
16
может
создать
психологическое напряжение
у
части
педагогического
коллектива.
Переподготовка
педагогического
коллектива к
работе в системе ФГОС
ДО.
вариативных
технологий.
программ
и
Таким образом, к сильным сторонам относятся:
наличие коллектива достаточно квалифицированных педагогов;
использование информационных ресурсов;
сложившаяся система управления ОУ позволяет педагогам находиться в постоянном творческом поиске, наличие творческих
групп.
Основные риски развития связаны:
с недостаточной мотивацией на личностное и профессиональное развитие, недостаточной ориентацией на качественную
педагогику
переход на компетентностную модель может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива.
Пути решения:
1. Активная информатизация образовательного процесса.
2. Совершенствование системы управления ДОУ по обеспечению адекватной реакции на динамично изменяющиеся потребности
общества.
3. Поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования; увеличение количества инновационно-активных
технологий и включение их в образовательный процесс.
4. Развитие кадрового состава.
Фактор
развития ДОУ
Государственная
политика
направлена
на
повышение
статуса профессии
Сильная сторона
SWOT - анализ внешней среды
Слабая сторона
Перспективы развития
Повышение
престижа Инерция
профессии
педагога; педагогических
введение
кадров
дифференцированной
оплаты
труда
в
Возможные риски
Создание системы стимулирования Рост
напряженности
за высокое качество выполнения конфликтности
своих
профессиональных
обязанностей на уровне ДОУ и
совершенствование
17
труда,
педагога. Переход зависимости от качества
на эффективный образовательной
контракт.
деятельности
Место
расположения ДОУ
позволяет
сотрудничать
с
близлежащими
учреждениями
образования,
культуры
и
дополнительного
образования.
МБУК «Центр
национальных культур»
г.Реж
Режевское УПП ВОС
МБОУ СОШ №1
инструментов оценки
Недостаточно
направлений
совместной
деятельности с
близлежащими
учреждениями
образования,
культуры и
дополнительного
образования.
Поиск возможностей
деятельности
совместной
Незаинтересованность
партнеров,
отсутствие должной мотивации.
Ориентация на платное образование.
Таким образом, к сильным сторонам относятся:
-Повышение престижа профессии педагога.
-Сотрудничество с близлежащими образовательными организациями.
Основные риски связаны:
-С ростом напряженности труда, конфликтности, отсутствием адекватных, объективных инструментов
-С незаинтересованностью партнеров.
Пути решения:
-Совершенствование системы стимулирования профессиональных достижений педагогов, коррекция инструментов оценки.
-Поиск форм эффективного сетевого взаимодействия с социальными партнерами по вопросам воспитания и образования детей в
современных условиях.
- Создание открытой информационной среды для всех участников образовательного процесса.
SWOT-анализ потенциала развития ДОУ позволяет предположить, что в настоящее время детский сад располагает необходимыми
образовательными ресурсами, способными удовлетворить запрос на получение качественного дошкольного образования, востребованного
родителями и другими социальными партнерами. Для реализации Программы развития ДОУ имеет соответствующее учебно-методическое,
материально-техническое, кадровое обеспечение.
18
Детский сад укомплектован руководящими и педагогическими кадрами, специалистами, обеспечивающими функционирование и
развитие образовательного учреждения.
Вместе с тем, ряд существующих факторов, может привести к снижению эффективности работы. Необходимость разрешения
обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения и определить целостную
концепцию развития дошкольного учреждения.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОУ
Современный мир развивается быстрыми скачками, идет технологический прогресс, отставать от которого, значит остановиться в
развитии. Общество интенсивно продвигается по пути освоения высоких технологий, в связи с этим нарастают вызовы социального характера,
которые возможно решить в системе образования. Для этого требуется новое понимание роли образования как стратегического ресурса
общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах жизни общества. Программа развития ДОУ на период 2020 – 2023 г. является
организационной основой реализации государственной политики в сфере образования.
Программа развития обеспечивает научно-методическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности учреждения,
реализует новые подходы к формированию современной ситуации образования в конкретной дошкольной образовательной организации.
Анализируя потенциал развития образовательной организации, тенденции развития, появилась возможность выявить, что эффективной
основой дошкольного образования является активное взаимодействие всех участников образовательных отношений, т.е. родителей, детей и
педагогов. Благодаря этому, у дошкольного образования есть возможность развивать ребенка во всех сферах жизнедеятельности в равных
степенях, а значит обеспечить его успешную социализацию. Основой постоянного обновления и совершенствования социальной среды
ребенка может стать творчество. Это значит, что творчество в любых его проявлениях поможет ребенку идти «в ногу» со временем, и быть
активным участником социального мира.
Таким образом, основной идеей данной программы развития стало «Творчество как путь социализации детей в дошкольной образовательной
организации». Методологическую основу концепции составили положения, представленные в работах В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Л.А.
Венгера, которые подчеркивают существенное влияние на характер психического развития, в том числе на развитие творческих способностей
ближайшего окружения и его ценностных ориентиров. Ведущими ценностями при разработке концепции стали: ценность детства, ценность
развития, ценность творчества и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической
педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребенком. Ценность детства – акцентирует внимание на
том, что детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся
целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью, готовностью к преобразованию.
19
Специфика детства требует бережного отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка, его особенностям а
также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения детского и взрослого миров.
Ценность развития – направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются
достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в
условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию и поддерживается идеей «все в твоих руках – ты сам
строишь этот мир». Ценность творчества – требует создания в образовательном учреждении условий для комплексного гармоничного развития
способностей детей к различным видам творческой деятельности, свободы самовыражения, Ориентация на индивидуальные открытия,
вовлеченности детей в творчество и сотворчество детей, педагогов и родителей. Ценность сотрудничества – предполагает, что сотрудничество,
партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования, источник обновления образовательной системы
и условие развития основ социализации ребенка. Важно чтобы эти ценности были приняты и поддерживались ближайшим окружением
ребенка, теми взрослыми, которые последовательно вводят его в мир социальных отношений и творчества.
Итак, для развития ребенка важна среда, созданная взрослыми (педагогами и родителями), а значит их компетентность и
ответственность в обеспечении условий для творческого самовыражения ребенка. Известно, что воспитать творческую личность может только
творческий педагог, способный нестандартно мыслить, интегрировать достижения современной науки и ценный опыт достижений прошлого,
предложить родителям эффективные способы сотрудничества. Программа развития призвана обеспечить условия для реализации
инновационной творческой деятельности всех субъектов образовательной системы ДОУ, что обеспечит переход на качественно новый уровень
реализации образовательной деятельности. Обновление в ДОУ условий, обеспечивающих комплексное развитие творческих способностей
детей в сотворчестве с взрослыми, будет способствовать позитивной социализации и личностному росту ребенка. Достижение ожидаемых
результатов программы развития планируется через реализацию комплексных проектов, охватывающих деятельность детей, родителей,
педагогов.
20
СИСТЕМА ОРИЕНТИРОВ РАЗВИТИЯ ДОУ
Цель и задачи развития ДОУ
Цель Программы развития:
Создание в детском саду условий для повышения качества образования, которое обеспечивает успешную социализацию воспитанников в
процессе сотворчества детей, педагогов и родителей.
Основные задачи Программы развития.
1. создать условия для развития кадрового потенциала в соответствии с профессиональным стандартом педагога дошкольного образования;
2. создать условия для развития информационно-образовательной среды ДОУ, развивающей предметно-пространственной среды ДОУ,
способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности;
3. разработать механизм позитивной социализации включения детей с ОВЗ;
4. разработать механизмы включения образовательного пространства семьи в образовательный процесс ДОУ как условие обеспечения
индивидуального развития ребенка.
Основные ожидаемые результаты реализации Программы
Обновлен пакет локальной нормативно-правовой документации, обеспечивающей управляемость ДОУ в соответствии с актуальными
нормативно-правовыми документами.
Обновлена ООП ДО с усилением художественно-эстетического и направления развития детей как основы развития их творческих
способностей и социализации в период детства. Положительная динамика в части удовлетворения социального заказа (в частности запросов
родителей) возросла до 90% развитии способностей детей на этапе завершения дошкольного образования по показателям: ребенок активный,
здоровый, инициативный; проявляет любознательность и увлеченность, имеет широкий круг интересов; самостоятелен в выборе деятельности
и способах ее выполнения, способен выдвигать оригинальные идеи, имеет склонность к изобретательству и богатое воображение;
ориентируется в социальном окружении, инициативен в деятельности и общении.
Увеличение доли воспитанников - участников и победителей творческих и интеллектуальных конкурсов различного уровня до 50%.
Внедрены в практику образовательного процесса новые педагогические технологии развития детского творчества и социоигровые технологии,
80% педагогов освоили и применяют в образовательном процессе современные информационно-коммуникационные и социокультурные
педагогические технологии. Обеспечены ресурсы поддержки способных и одаренных детей и педагогов для участия в конкурсах различного
уровня. Повышен уровень профессиональных компетенций педагогов по адресным дополнительным профессиональным программам в
соответствии с задачами самообразования у 100%. Расширена публикационная активность педагогов, в том числе доля педагогов,
размещающих материалы в авторитетных изданиях, увеличена до 70%. Обеспечена экономия времени и ресурсов педагогического состава за
счет частичного (разумного) перевода документооборота в электронный вариант. Отрегулирована система взаимовыгодного социального
21
партнерства по внедрению Профстандарта (ФГБОУ ВО УрГПУ). Разработан механизм по оказанию дополнительных образовательных услуг
для улучшения финансового обеспечения учреждения. Обновлена материально-техническая база за счет бюджетных и внебюджетных средств,
в том числе педагоги и дети обеспечены дидактическими материалами и игровыми пособиями в соответствии с внедряемыми педагогическими
технологиями на 100%. Увеличено количество персональных компьютеров, используемых в образовательном процессе на 50%, приобретен
второй цветной принтер.
22
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап - аналитико-проектировочный (2021-2022 годы): проведение аналитической и диагностической работы, анализ имеющихся ресурсов
ДОУ, поиск условий для реализации Программы:
– оформление структуры управления и нормативно-правовой базы детского сада на основе современных стандартов качества;
– совершенствование организационно-методической документации, обеспечивающей образовательный процесс;
– коррекция основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с усилением художественно-эстетического
направления;
– закрепление имеющихся и дополнение новых связей с социальными партнерами;
информационная подготовка участников образовательного процесса и начало выполнения Программы.
2 этап – внедренческий (2022-2023 годы): апробация новшеств, внедрение их в текущую работу ДОУ, коррекция отдельных направлений
работы:
обновление содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом современных научно-методических
разработок в области художественно-творческого и социально-личностного развития детей;
освоение и внедрение современных педагогических технологий, обеспечивающих позитивную социализацию в дошкольном детстве в
процессе творческой деятельности;
обновление и пополнение материально-технической базы ДОУ;
реализация образовательных и управленческих проектов, обеспечивающих рост профессиональной и методической компетентности
педагогов за счет создания методических объединений, применения адресных форм методического сопровождения педагогов;
представление педагогического опыта по темам образовательных проектов через публикации;
мониторинг реализации Программы в соответствии с целевыми индикаторами.
3 этап - коррекционно-прогностический (2023-2024 годы):
– подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Программы
детского сада;
– обобщение педагогического опыта по обновлению содержания образования, направленного на социализацию и творческую самореализацию
детей, совершенствования системы методической работы в ДОУ;
– проектирование новых стратегических направлений развития учреждения.
23
Основные проекты и мероприятия Программы
В рамках Программы планируется реализация комплексных проектов, охватывающих деятельность детей, родителей, педагогов.
Проект «Детское творчество»
Цель: комплексное гармоничное развитие способностей детей к различным основным видам творческой деятельности: вербальной,
изобразительной и конструктивной, обеспечение успешной социализации детей в процессе совместного творчества с детьми, педагогами и
родителями
Задачи
Мероприятия
Сроки
1) Развитие творческих способностей - обновление содержания образования по художественной деятельности:
II полугодие 2021 г.
детей, их инициативы и интереса к Получение лицензии на платные образовательные услуги, проведение
фантазированию и изобретательству.
обучающих семинаров для педагогов.
- организация творческих проектов и конкурсов с детьми, педагогами и
родителями: внутригрупповых, межсадичных, областных.
-организация ежегодного традиционного мероприятия,
выявить динамику творческого развития дошкольников:
Конкурс чтецов- 20 детей
Олимпиада «Клуб знатоков»-все дети старших и подг.групп
позволяющего
Фестиваль детского изобретательства (межсадичный)-6 человек
2)Формирование
компетенций детей
социальных - организация с детьми коллективных творческих дел, социальных проектов и
акций:
Участие во Всероссийском проекте «Неделя добра»- 15 детей
Социально-экологический проект «ЭКО-тревел» -10 детей
3) Выявление и поддержка одаренных
детей
- организация участия детей в детских конкурсах различного уровня и
направленности:
Областной фестиваль детского изобретательства- 3 ребенка
24
2021-2025 гг.
Сентябрь 2022 гг.
Февраль 2022-2025 гг.
(ежегодный)
Апрель
2022-2025
гг.(ежегодный)
Март 2022-2025 гг.
(ежегодный)
Долгосрочный проект
2021-2022 гг.
Февраль 2022 гг.
Областной конкурс экологических проектов «Гринтим»-8 детей
Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку»-2 ребенка
Апрель 2022-2025 гг.
(ежегодный)
Май 2022 гг.
4) Создание условий для оказания в - подготовка пакета документов для лицензирования дополнительных
2021 г.
ДОУ
услуг
дополнительного образовательных услуг;
образования
- реализация с детьми дополнительных образовательных программ
художественно-эстетической направленности:
2021-2023 гг.
Программа «Гусельки»- 15 детей
2022-2025 гг.
Программа «Волшебная кисть»- 20 детей
Проект «Ресурсное обеспечение»
Цель: обеспечение управленческих условий реализации инновационных проектов в ДОУ, прежде всего в части обогащения предметнопространственной среды, информационно-коммуникационных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи
Мероприятия
Сроки
1)Пополнение
предметно- - приобретение наборов для творческого конструирования, дидактического и
развивающей среды и программно- игрового оборудования, пособий для творческого развития детей в различных
методического
обеспечения видах деятельности:
образовательного процесса
Набор «Сказочный лес Воскобовича»-1 набор
2021 г.
Конструктор «ТИКО»-2 набора
2021 г.
Набор для программирования lego Wedo-2 набора
2022 г.
Набор для программирования lego Wedo-2 набора
2023 г.
- приобретение методической литературы и наглядно-демонстрационных
пособий по направлениям: художественно-эстетическое и социальнокоммуникативное развитие:
Пополнение методического кабинета обновленной методической
литературой
Пополнение методического кабинета современными нагляднодемонстрационными пособиями
25
2021 г.
2022 г.
2)Развитие
информационно- - приобретение интерактивного и компьютерного оборудования:
коммуникационного
оснащения Ноутбук-1 шт.
образовательного процесса
ЖК-телевизор-2 шт.
Ноутбук-2 шт.
2022 г.
2022 г.
2023-2025 гг.
Проект «Методическая поддержка»
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов в процессе внедрения в современных развивающих социоигровых и
социокультурных технологий, а также технологий комплексного развития творческих способностей детей.
Задачи
1) Обеспечение условий повышения
квалификации педагогов по адресным
программам различной направленности
Мероприятия
- мотивация участия педагогов в дистанционных и других курсах, в том
числе в профессиональной переподготовке:
Профессиональная переподготовка по программе «Дополнительное
образование детей и взрослых»- 1 педагог
- составление индивидуальных маршрутов профессионального развития
педагогов на основе критериальных оценок.
2) Изучение и внедрение технологий - организация и включение в структуру методической службы ДОУ
развития
детского
творчества, мобильных объединений педагогов:
фантазирования и изобретательства в творческой группы по разработке и внедрению программно-методического
образовательный процесс
обеспечения в рамках образовательного проекта «Изобреталия» (для работы
по АС-технологии)
инициативных групп по изучению и внедрению новых образовательных
технологий творческого развития и социализации детей..
- внедрение наставничества в рамках работы «Школы молодого педагога»
для профессионального становления молодых специалистов.
3) Стимулирование деятельности
- организация методических мероприятий (мастер-классов, ежегодных
педагогов для обобщения и трансляции
педагогических мастерских) в ДОУ для обобщения передового опыта;
позитивного педагогического опыта
- методическая поддержка педагогов в подготовке публикаций в научноразвития детского творчества и
методических печатных и интернет-изданиях, участия в профессиональных
социализации.
конкурсах:
26
Сроки
2021 г.
2021-2022 гг.
Март, 2022 г.
Сентябрь, 2022 г.
Сентябрь, 2022 г.
Ежемесячно, 20212025 гг.
Всероссийский конкурс стипендий и грантов им. Л.С. Выготского-2 педагога
Всероссийский конкурс авторских разработок в рамках конкурса «Первые
шаги в науку»-2 педагога
Публикация научно-практических статей- 5 статей
Публикация авторских разработок -2 разработки
2021 г.
2022 г.
2022 г.
2021-2025 гг.
2021 г.
Проект «Сетевое взаимодействие»
Цель: создание условий для внедрения Профстандарта, распространения инновационного педагогического опыта по интеграции детских видов
деятельности и синтеза развивающих культурных практик в образовательном процессе в рамках сотрудничества ДОУ и ФГБОУ ВО УрГПУ.
Задачи
Мероприятия
Сроки
1) Обеспечение научного руководства - посещение совместных обучающих методических мероприятиях в УрГПУ
образовательного процесса в процессе для педагогов:
2021-2022 г.
сотрудничества с УрГПУ
Научно-практических конференций
2)Повышение квалификации педагогов - участие и организация совместных мероприятий в ходе взаимодействия
ДОУ и
создание условий
для методических служб ДОО города
2021-2023 г.
распространения
инновационного Проведение цикла городских методических объединений для педагогов
педагогического опыта
ДОУ-4 семинара
3) Использование образовательного
потенциала учреждений
- разработка и реализация совместных планов и краткосрочных проектов
Режевской исторический музей
МБУК «Центр национальных культур»
Режевское УПП ВОС
МБОУ СОШ №1
2021-2022 гг.
2022 г.
2022 г.
2021-2023 г.
Управление Программой
Управление Программой развития осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом МБДОУ
«Детский сад №8». Программа развития реализуется с ориентирами на оценку деятельности детского сада учредителем и Управлением
образования Администрации Режевского городского округа.
27
Эффективность управления достигается за счет участия органов управления: Общее собрание работников учреждения, Педагогический совет,
Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, Совет родителей.
Коллегиальные органы управления ДОУ осуществляют мониторинг реализации Программы: внешний мониторинг – учредитель, Управление
образования Администрации Режевского городского округа и ДОУ, внутренний мониторинг - администрация ДОУ, Общее собрание
работников, Педагогический совет.
Непосредственное управление Программой развития осуществляет заведующий, действующий в соответствии с законодательством РФ,
Уставом МБДОУ «Детский сад №8», трудовым договором и должностной инструкцией. Заведующий ежегодно представляет отчет трудовому
коллективу и родителям о своей работе и работе учреждения, в том числе о реализации Программы развития.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ И МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Порядок управления реализацией Программы.
Общее руководство работой по Программе развития ДОУ и оценка степени эффективности её реализации осуществляются
Педагогическим советом ДОУ. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами – представителями администрации
ДОУ – в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях Педагогических советов ДОУ.
Успешность реализации Программы развития определяется:
- эффективной структурой управления Программой развития, в состав которой входят заведующий, старший воспитатель, Педагогический
совет ДОУ, Совет родителей, рабочие группы по мероприятиям Программы развития;
- активным вовлечением педагогов ДОУ, партнеров, родительской общественности в процесс реализации Программы развития;
- поддержкой выполнения Программы развития органами управления образованием.
Руководителем Программы развития является заведующий, который отвечает: за общую организацию реализации Программы развития,
координацию действий исполнителей, распределение ответственности и полномочий, мотивацию и стимулирование участников; конечные
результаты реализации Программы развития, целевое использование и эффективность расходования средств; за правовое и финансовое
обеспечение реализации Программы развития.
Общее собрание работников ДОУ утверждает необходимые изменения и корректировки в планах реализации Программы развития.
Совет родителей обеспечивает привлечение к реализации Программы развития социальных партнеров, общественности.
Успешность реализации Программы развития и устойчивость управления ею определяется качеством планирования программных
мероприятий, проработанностью и согласованностью планов реализации мероприятий, персональной ответственностью должностных лиц за
выполнение запланированных мероприятий в полном объеме и в установленные сроки.
28
Планирование реализации Программы развития включает в себя разработку годовых планов мероприятий, включенных в общий план работы
детского сада.
Большое значение для успешной реализации Программы развития имеет организация грамотного мониторинга. Цель мониторинга обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволит вносить последовательное изменение в ход
реализации Программы развития. Мониторинг предполагается осуществлять по основным направлениям реализации Программы развития.
Организация мониторинга будет осуществляться администрацией ДОУ, педагогами, Родительским комитетом, внешними экспертами путем
анкетирования участников образовательного процесса, опросов педагогов, родителей, анализа статистических данных.
Анализ выполнения запланированных мероприятий и достигнутых результатов, а также оперативное отражение хода реализации Программы
развития отражается на сайте ДОУ.
Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.
Внутренний мониторинг проводит Педагогический совет ДОУ, администрация.
Результаты обсуждаются один раз в год. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.
Мониторинг достижения целей Программы развития проводится по следующим направлениям:
Направление
подпрограммы
«Детское
творчество»
Направления
Программы развития
Модернизация
содержательной
и
технологической сторон
образовательного
процесса в ДОУ
Показатель
Индикатор
Текущее значение
Целевое значение
Сформированность
исследовательских,
творческих
компетенций
воспитанников
Доля воспитанников,
овладевших этими
умениями
25 %
80%
«Ресурсное
обеспечение»
Развивающая предметнопространственная
среда
ДОУ
соответствует
требованиям ФГОС ДО
Количество групп
1 группа
6 групп
«Методическая
поддержка»
Готовность педагогов к
реализации
модели
личностноориентированного
взаимодействия с детьми,
Доля педагогов,
овладевших
профессиональными
компетенциями по
созданию социальной
ситуации развития
30%
80%
29
развития
детского
творчества и социализации
ребенка (п.3.2.5 ФГОС
ДО)
«Методическая
поддержка»
Использование
современных
технологий
образования и воспитания
Доля педагогов,
применяющих данные
технологии
«Методическая
поддержка»
«Методическая
поддержка»
«Методическая
поддержка»
Повышение
профессионального
мастерства педагогов
30%
80%
Включение в мониторинг Наличие
ДОУ критериальной оценки разработанных
деятельности
педагога, измерителей
отраженных
в
индивидуальных
маршрутах
профессионального
развития.
нет
да
Уровень профессиональной
компетентности педагогов
Доля педагогов,
обладающих новыми
профессиональными
компетенциями,
отраженными в
Профстандарте
30%
70-80%
Квалификационный
уровень педагогов
Доля педагогов,
повысивших свою
квалификационную
категорию
30%
80%
3
2
7
6
Количество педагогов,
принимающих участие
в конкурсах:
Муниципальных
Областных
30
Всероссийских,
международных
Количество мастерклассов, открытых
мероприятий,
проведенных
педагогами
«Ресурсное
обеспечение»
Информатизация
образовательного
процесса
«Ресурсное
обеспечение»
Использование
Доля воспитанников,
современных
охваченных обучением
информационных
с использованием
технологий
в информационных
образовательном процессе
технологий
Доля занятий,
проходящих с
применением
мультимедийного
оборудования
Укомплектованность ДОУ Количество
современным техническим мультимедиаоборудованием
проекторов
Наличие
интерактивного
оборудования
«Сетевое
взаимодействие»
Развитие инновационных
процессов в ДОУ
Наличие локальной
сети
Организация
научного Доля педагогов,
руководства ФГБОУ ВО посещающих
УрГПУ
совместные
31
3
7
6
15
20%
60%
10%
60%
1
1
да
да
нет
да
30%
70%
обучающие
мероприятия
«Сетевое
взаимодействие»
«Детское
творчество»
«Детское
творчество»
Взаимодействие с семьей, Участие и организация
в
процессе
сетевого совместных мероприятий
сотрудничества
Доля родителей,
посетивших
мероприятия ДОУ:
- родительские
собрания
50%
80%
-мастер-классы
30%
50%
- консультации
специалистов
20%
50%
Включенность родителей в Доля родителей
образовательный процесс в
процессе
совместного
творчества с детьми и
педагогами
20%
50%
10%
30%
Взаимодействие с семьей, Выявление и поддержка Доля воспитанников
в
процессе
сетевого одаренных детей
сотрудничества
Методика анализа и оценки эффективности реализации программы развития.
Показатели эффективности реализации программы
Сопоставление промежуточных и ожидаемых результатов на основе контрольных срезов
Определение методов, способов и средств коррекции деятельности по программе.
32
Показатель
эффективности
Единица
измерения
показателя
Удельный
вес %
педагогов, овладевших
технологиями
реализации принципов
ФГОС
ДО
и
современными
формами работы с
детьми
Исходное
значение Значение показателя к
показателя
концу I этапа (2022 г.)
Значение показателя к
концу II этапа (2023 г.)
Значение показателя к
концу III этапа (2024 г.)
30%
50%
75%
80%
Удельный
вес %
педагогов,
проектирующих
образовательный
процесс на основе
проектного метода
30%
40%
60%
80%
Удельный
вес %
педагогов,
участвующих
в
инновационной
деятельности
Удельный
вес %
педагогов, освоивших
ИКТ
30%
40%
60%
70%
60%
80%
90%
100%
Удельный
вес %
педагогов,
систематически
применяющих ИКТ в
10%
35%
45%
60%
33
образовательном
процессе
Удельный вес семей
воспитанников,
активно включенных в
образовательный
процесс
и
оценку
качества ДОУ
Удельный
вес
родителей
воспитанников ДОУ,
удовлетворенных
материальнотехническим
обеспечением
Удельный
вес
родителей
воспитанников ДОУ,
удовлетворенных
качеством
предоставляемых
образовательных услуг
Удельный
вес
родителей
воспитанников ДОУ,
позитивно
оценивающих
динамику
развития
ребенка в ДОУ
Удельный
вес
родителей
воспитанников ДОУ,
позитивно
%
20%
30%
40%
50%
%
40%
50%
60%
80%
%
70%
80%
85%
90%
%
70%
75%
80%
90%
%
70%
80%
90%
100%
34
оценивающих
отношение ребенка к
ДОУ
Удельный
вес %
родителей
воспитанников ДОУ,
удовлетворенных
компетентностью
педагогов ДОУ
70%
80%
90%
90-100%
Система мер по минимизации рисков реализации Программы
Виды рисков
Пути минимизации рисков
Нормативно-правовые риски
Неполнота отдельных нормативно-правовых
документов,
не - Регулярный анализ нормативно-правовой базы ДОУ на предмет ее
предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы.
актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам.
- Неоднозначность толкования отдельных статей ФЗ-273, ФГОС ДО и - Систематическая работа руководства ДОУ с педагогическим
нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и коллективом, родительской общественностью и партнерами социума
ответственность субъектов образовательного процесса и ДОУ в целом
по разъяснению содержания ФЗ-273, ФГОС ДО и конкретных
нормативно-правовых актов
Финансово-экономические риски
снижение
объемов
бюджетного
финансирования
предметно- - Четкое планирование бюджета ДОУ по реализации программных
пространственной среды и материально-технической базы учреждения.
мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых
направлений и программ, а также инфляционных процессов.
- Систематическая
работа
по
выявлению
дополнительных ресурсов (внебюджетная деятельность)
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)
- Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у - Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой
отдельных педагогов по реализации углубленных программ и системы повышения квалификации. Разработка и использование
образовательных технологий.
эффективной системы мотивации включения педагогов в
инновационные процессы.
35
- Неготовность отдельных педагогов выстраивать партнерские отношения с - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение
другими субъектами образовательного процесса, партнерами социума.
педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью
- Низкая педагогическая мобильность в условиях модернизации образования.
Ресурсно-технологические риски
- Неполнота ресурсной базы для реализации новых направлений и отдельных - Систематический анализ достаточности ресурсной базы для
программ и мероприятий Программы;
реализации всех компонентов Программы.
- Прекращение плановых поставок необходимого оборудования для - Включение механизма дополнительных закупок необходимого
реализации программ ФГОС ДО.
оборудования за счет развития партнерских отношений и
внебюджетной деятельности.
- Участие педагогов и всего образовательного учреждения в
федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для
расширения возможностей развития ресурсной базы.
5.5. Финансовый план реализации Программы развития.
Направления
финансирования
Материальнотехническая база
(модернизация ППРС
ДОУ)
Объем финансирования (проект)
2022
2023-2024
150 т.р.
150 т.р
Обновление
методической
литературы
40 т.р.
40 т.р
Пополнение
компьютерной и
мультимедийной
техникой
100 т.р
100т.р
36
Источники финансирования
Субсидии бюджетным учреждениям на
финансовое
обеспечение
выполнения
муниципального задания
- субсидии на иные цели
- доход от платных образовательных услуг
Повышение
квалификации педагогов
40.т.р
40 т.р
Установка забора
Замена пластиковых
окон
Замена входных дверей
1 млн.р.
200 т.р.
37