15.10.2021
«Адаптация детей в детскому саду».
Поступление
малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не
всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел
для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться
дружеские, партнерские отношения.
Для начала
давайте познакомимся. Знакомство при помощи клубочка! Обмотайте
вокруг пальчика ниточку, представьтесь и передайте клубочек следующему!
Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а
нитью, которая нас будет связывать на протяжении того времени, которое Ваш
малыш будет посещать наш детский сад. Наша нить должна быть настолько прочной,
насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной
согласитесь!
Каждому
ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, жить среди других
людей. Это необходимый для всех этап.
Уже с
первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности,
определённое поведение. К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым.
Конечно же, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни. С
какими реальными проблемами, возможно, придётся столкнуться вам и малышу и как
сделать процесс адаптации более мягким.
Вопрос
к родителям: Кому
адаптироваться легче?
1.
Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев
до этого события (читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада и
прочее).
2.
Детям, физически здоровым, т е не имеющим хронических заболеваний.
3. Детям,
имеющим навыки самостоятельности (не надо тратить силы ребёнка ещё и на
обучения всему необходимому).
4.
Детям, чей режим близок к режиму сада (это режим дня, сон, питание).
5.
Детям, чей рацион питания приближен к саду.
Чтобы
помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, призовите на помощь сказку или
игру.
Вы можете
придумать сказку о том, как Мишка пошел в сад. Как ему там понравилось, сначала
было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту
сказку вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является
возвращение мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования,
пока не настанет этот момент.
Больше
всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании.
Вот несколько
советов:
И дома и в саду
говорите с малышом уверенно. Спокойно.
Пусть малыша
отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
Обязательно
скажите, что вы придёте и обозначьте когда.
У вас должен быть
свой ритуал прощания, после чего вы уходите уверенно.
Поступление в сад
– это момент отделение мамы от ребёнка, и это испытание для обоих.
У мамы тоже
«рвётся сердце», когда она видит, как переживает её малыш.
Важный совет: поверьте, что малыш вовсе не «слабое» создание.
Адаптационная
система ребёнка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Но:
нельзя пугать
детским садом;
нельзя плохо
отзываться о воспитателях или о саде при ребёнке.
Как снять
напряжение у ребёнка после детского сада?
По выходным
играйте с детьми в игры: «Дорога от дома к детскому саду», «Наш дом», «Мамина
работа», «Папина работа», «Магазин», «Детский сад».
После посещения
детского сада наберите в ванну тёплой воды или включите душ, положите ребёнку
игрушки дайте губку. Ничего так не успокаивает, как звук струящийся воды.
Исключите просмотр
вечерних телепередач – мерцание экрана тяжело сказывается на самочувствии
малыша, неблагоприятно влияет на нервную систему ребёнка.
Прогуляйтесь с
ребёнком по территории детского сада, поинтересуйтесь его переживаниями.
Необходимое
условие успешной адаптации –
согласованность действий родителей и воспитателей.
Приучайте ребенка
к режиму дня.
Приучайте к
навыкам самообслуживания.
Главное помните,
что это ваш малыш. Больше проводите с ним времени особенно сейчас.
Признаки готовности ребёнка к детскому
саду: малыш может остаться без родителей, легко знакомится со сверстниками и
взрослыми, проявляет интерес.
Как бы там
ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе
жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями.
Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия
жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском
саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и
требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным
домашним положением и влиться в среду сверстников.
Даже самый
гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить
ребенку такое же внимание, как мама. Родители нередко замечают, что,
возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от
нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения.
Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее «изголодался», и это
голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться,
чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть
возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо восполнять
то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.
Возрастные
особенности детей 1,5 – 2 лет.
Прямохождение, речевое
общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста.
Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Ребенок в 1,5 -2
года должен уметь: ходить самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или
что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку; строить из 2-4 кубиков пирамидку;
самостоятельно кушать; частично развеваться без помощи взрослых; «подражать»
действиям взрослых (читать книгу, разговаривать по телефону; смотреть телевизор
и т.д.) Как развивается ребенок 1,5 – 2 лет: Дети научаются комбинировать
слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до
целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина
второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной
речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение
собственным поведением; До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание
речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря; На втором году
жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все
хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия
предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»; К двум
годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов,
относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и
разнообразное общение взрослых с ребенком; К концу второго года жизни дети
знают уже примерно 300 слов; Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют
четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и
личной гигиены, правильно их используют; На втором году жизни ребенок
воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные
игрыподражания; К двум годам дети могут играть в элементарные логические и
тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой
промежуток времени. Вам как его родителям важно: Разговаривайте со своим
ребѐнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только
уходом за ними, резко отстают в развитии речи; Чѐтко и ясно проговаривайте свои
слова. Ребѐнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если
вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребѐнок;
Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи;
Возрастные
особенности ребенка 2 – 3 лет
Мы
всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за
временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был
полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за
него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.
Но
бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже
достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным,
исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот
почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и
потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе
поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать
от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.
В
возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию,
его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален,
однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного
эмоционального состояния на другое.
Теперь
ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам
стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем,
чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все
слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
На
третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться,
умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и
пользоваться столовыми приборами.
Иногда
дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их
кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это
каприз - проявите твердость, если ребенку стало скучно - своевременно усложните
требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком,
идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас
и подсознательно стремится стать "маленьким", беспомощным, вернуть то
время, когда мама принадлежала только ему.
Третий
год в жизни ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он
является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он
сознательно говорит "я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш
становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли,
оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он
становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять.
Без
умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в
ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со
сломленным "я", возможно, и станет послушным; он будет во всем
подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать
другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в
любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с
комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания,
настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.
Активно развивается
речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно,
хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти
все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более
совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны
умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
В
этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не
только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3
лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий,
игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду.
Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой
поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует
речевую функцию.
Требуют
большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему?
Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко
мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он
будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии:
ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
К
концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры.
Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу,
воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в
присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и
т. д. Ведь недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Наличие ролевой игры
является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных
операций важнейшими являются:
называние
цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
выделение
величины (большой, поменьше, маленький),
называние
формы (круг, квадрат, треугольник),
расположения
предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
сравнение
по цвету, форме, размеру;
координация
движений рук и зрения;
формирование
понятий «много», «мало», «один».
Вам
как родителям важно:
Понимать,
что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя и утомительно.
Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в
котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для
подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по
игре.
Предоставить
ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой,
деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям
предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще
разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел или
делал.
Предоставлять возможности
для самых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно
вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы
анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих
его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.
Относиться
к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное
состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда
способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить,
что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности
открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна
замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом
возрасте через постоянное исследование нового.
Относиться
спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка.
Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него
задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно
проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или
переключить его внимание.
Важным
моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное
подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с
ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и
обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком
изобразить действия некоторых из них, и т. п.
Что
должен уметь ребенок 2 – 3 лет
Развитие
речи
ü понимать короткий рассказ (без показа действий) о
знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях
ü выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси,
положи)
ü называть детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки,
щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)
ü использовать предложения из 2-3 слов
ü употреблять в речи прилагательные, местоимения,
предлоги
ü называть предметы по картинкам
ü говорить «до свидания», «пока», «спасибо»,
«здравствуй»
Сенсорное
развитие
ü соотносить объемную геометрическую фигуру с
плоскостным изображением, накладывать на образец
ü группировать предметы по форме (круги, квадраты,
треугольники)
ü выделять величину предмета в сравнении (большой,
поменьше, маленький)
ü различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу,
называть их
ü различать качества предмета: тяжелый – легкий; мягкий
– твердый; учить различать температуру: холодный – теплый
Развитие
бытовых навыков
ü есть аккуратно, не обливаясь
ü при умывании тереть ладони, части лица, вытираться
полотенцем, носовым платком
ü самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку,
обуваться)
ü частично раздеваться
ü складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки
ü регулирует отправление физиологических потребностей
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.10.2021
Дата обновления: 19.10.2021
Дата публикации: 15.10.2021